Китайцы со всей провинции Хэйлунцзян, а также из городов других регионов приезжают в город Хэйхэ, чтобы закупить русские товары.
В Китае этот город, граничащий с Благовещенском, стал популярным местом внутреннего туризма. После сильного падения курса рубля по отношению к юаню всё русское стало доступно многим. Предприимчивые жители Хэйхэ стали делать на этом бизнес. Так, казалось бы, старый, приевшийся вид деятельности, обрёл новую жизнь. Интересно, что продавцы очень неохотно раскрывают секреты своего дела, опасаясь конкуренции.
Интерес китайцев к иностранным продуктам питания всегда был высок. В центральных регионах страны популярны продукты из Южной Кореи и Японии, на юге – из Малайзии, Индонезии, Вьетнама, Филиппин. Но если раньше заморские деликатесы были доступны только людям с хорошим достатком, то теперь, ввиду падения курсов многих мировых валют, стали доступны всем.
В Хэйхэ и раньше продавались всевозможные русские товары. Знаменитая улица Хайланьцзе, где расположены магазины русских товаров, существует давно. Она специально оборудована и выстроена в едином тематическом стиле. Раньше сюда приходили в основном китайские туристы, чтобы купить что-то необычное. А местные жители покупали сувениры, когда ехали в гости к друзьям или родственникам в другие города.
Многие жители Хэйхэ после потрясений в экономике стали строить бизнес на продаже русских товаров, причём успешно. Магазины на улице русских товаров открываются рано. С самого утра сюда подъезжают автобусы с туристами из Харбина, Цицикара и других городов разных китайских провинций.
Приезжие делают покупки не сразу: сначала они долго ходят и внимательно изучают то, что им предлагают.
Для неискушенного в приграничной жизни и иностранной еде жителя Китая все это очень и очень необычно. Поэтому продавцы едва успевают отвечать на вопросы посетителей и объяснять, что находится в той или иной упаковке, которую присмотрел потенциальный покупатель.
Ассортимент товаров в таком магазине практически не отличается от ассортимента небольшого супермаркета в России. Есть абсолютно всё – конфеты, шоколад, консервы овощные, мясные и рыбные. Много всевозможных круп, макарон, колбасных изделий, майонеза, мёда, алкоголя. Кроме того, в некоторых магазинах можно купить чистящие и моющие средства, лекарственные препараты, БАДы, мороженое – всё из России.
Коронными считаются пшеничная мука марки «Алейка» и растительное масло «Филёвское». Каждый магазин буквально завален бумажными пакетами с мукой и пятилитровыми бутылями масла. Масло идет по 40-45 юаней за бутыль, мука – в среднем 15 юаней за пакет. Те же продукты, но других марок тоже есть, но их очень мало.
Ван И, продавец-консультант одного из магазинов, поделился информацией с корреспондентом ИА «Амур.инфо»:
– Скажите, почему в Китае так популярна русская мука?
– Мука в России гораздо лучше. Во-первых, экология. Экологическая обстановка в России лучше, чем в Китае, во вторых российская мука – свежая. В Китае никогда не делают муку из свежего урожая, новый урожай засыпают на хранение, а муку уже делают из зерна трёхлетней давности. Поэтому в России мука лучше.
– А чем лучше масло? Ведь есть в Хэйхэ масло от местного маслозавода, довольно хорошего качества. Соя тоже выращивается в окрестностях города. И цена всё же ниже, чем в России.
– В Китае практически вся соя, равно как и многие другие растения, выращивается с применением огромного количества химических удобрений. Поэтому из такой сои продукты не совсем безопасны для здоровья: многие люди хотят употреблять экологически чистые продукты. А так как в Китае масло используется практически во всех блюдах, то многие люди стали чаще покупать именно русское масло.
Помимо всевозможных продуктов питания, есть в продаже препарат для снижения уровня сахара в крови «Манинил», облепиховое масло, чагу, цветки ромашки и другие лекарственные травы. Китайским покупателям «Манинил» преподносят как хорошее средство для лечения сахарного диабета, облепиховое масло в капсулах рекомендуют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, чагу – для улучшения циркуляции крови в головном мозге.
Но всё же самый массовый продукт – это шоколад и конфеты. Разновидностей этих сладостей здесь очень много. Шоколад – это, конечно же, «Алёнка». Это, можно сказать, флагман всех продающихся сладостей. Фотографию девочки Алёнки некоторые бизнесмены используют даже как логотип своего магазина. И именно у этой марки больше всего подделок. Можно увидеть этот шоколад в разных видах – и виде конфет, суфле и даже в подарочных алюминиевых коробочках, напоминающих портсигар.
Самые покупаемые конфеты – «Крокант».
На вопросы корреспондента ИА «Амур.инфо» ответил ещё один продавец-консультант Хань Сяомэй:
– Что из русских товаров покупают чаще всего?
– Конечно же, конфеты и шоколад.
– Почему китайцам так нравятся русские конфеты? Ведь в Китае тоже производится очень много конфет и шоколада.
– Это просто другой вкус. Необычный вкус. Ведь русские в Хэйхэ покупают конфеты не потому, что в России нет своих конфет. Просто нравится вкус.
– А какие ещё продукты, кроме конфет, шоколада, муки и масла, часто покупают?
– Красную и чёрную икру, сгущенное молоко, мёд, кофе.
– Этих продуктов нет в Китае?
– Икры китайского производства нет. Сгущенное молоко в Китае не натуральное. Мёд – это просто раствор сахарного сиропа с небольшим добавлением мёда. Сейчас все покупают в основном русский мёд, отчего производители этого продукта в Хэйхэ стали терпеть убытки, поэтому им пришлось тоже продавать чистый и натуральный мёд. Даже на утреннем рынке вы можете увидеть пчеловодов, которые привозят с собой выжималки для мёда и «живые» соты, выжимают мёд на месте при вас.
– Почему раньше они мёд разводили сахарным сиропом?
– Для снижения стоимости. Сейчас они вынуждены продавать чистый мёд и по ценам ниже, чем русский.
– Но всё равно люди берут русский?
– Да. Чаще всего русский. Он всё равно лучше.
Вообще, продавцы неохотно рассказывают подробности своего бизнеса, так как опасаются возможной конкуренции. Более того, запрещают фотографировать товар, и даже идут на конфликт при попытке незаметно что-нибудь сфотографировать. Вопросы о поставщиках товаров и о том, как они попадают на их прилавки, оставляют без ответа. Как удалось выяснить, частично товар поступает в виде ручной клади из Благовещенска. Но в связи с новыми правилами перемещения их через границу можно вывезти немного. Некоторые покупают у оптовиков, которые возят все эти товары через официальные грузовые порты. Однако это повышает стоимость и снижает конкурентоспособность. Так что в последнее время большая часть товара прибывает в Хэйхэ через пограничные переходы Забайкалья и Приморья России.
Ван И, продавец-консультант:
– В вашем магазине далеко не весь ассортимент продуктов, которые продаются в России. Как вы определяете, что будут покупать, а что нет? Или вы возите только определённые группы товаров?
– Мы привезли бы всё что угодно. Но, во-первых, много продуктов являются скоропортящимися и могут испортиться уже в процессе доставки. Во-вторых, многие продукты очень непривычны для китайского вкуса.
– Какие, например?
– Солёное сало, соленая селёдка.
– Почему же эти продукты не станут есть?
– В китайской кухне считается, что мясо и рыба должны быть термически обработаны, есть их сырыми вредно. Солёные – это ещё не значит готовые. Например, у вас сушёную рыбу или кальмаров едят сырыми как закуску к пиву. У нас сушёную рыбу обязательно жарят или готовят на пару.
Русские товары – это новый, прибыльный и перспективный бизнес. Поэтому многие занимаются их оптовым импортом. Можно в любой день прийти на склад какой-нибудь транспортной компании и увидеть штабеля упаковок растительного масла и муки. Каждый день крупными партиями эти продукты рассылаются по китайским городам. Сейчас русские продукты можно встретить в магазинах даже небольших городов центрального и южного Китая.
Поговорить о путях и перспективах оптовых поставок продуктов у корреспондента не получилось: оптовики, опасаясь конкуренции, отказываются что-либо комментировать и не раскрывают подробностей своей деятельности, даже несмотря на то, что она полностью легальна.
Сейчас в Хэйхэ, помимо специализированной улицы русских товаров, открывается множество магазинов в самых разнообразных районах, вплоть до окраин, где живут люди с небольшим достатком. Сейчас русские продукты питания может позволить себе практически каждый житель Хэйхэ. Даже в обычных магазинах с обычными китайскими товарами уже появляются отдельные полки с русскими товарами. Ассортимент небольшой, но, если темпы будут расти, Россия станет «кормилицей» для жителей не только Хэйхэ, но и других китайских городов.