ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

article2257.jpg

10 октября – День психического здоровья

 


Депрессией называется состояние глубокой печали и уныния, которые переживал Иа-Иа — грустный и нерешительный старый серый ослик из сказки о Винни-Пухе. Симптомы депрессии являются настолько распространенными, что её называют «простудой в психопатологии».

 

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 10% детей и 10-30% подростков могут испытывать серьёзные депрессивные состояния.  В последние годы среди подростков стремительно растет число суицидов, связанных с депрессией.

 

В отличие от большинства детей, у которых настроения печали и грусти быстро проходят, дети, страдающие депрессией,  не в состоянии избавиться от уныния — оно начинает мешать их повседневной жизни, социальным взаимоотношениям, школьным занятиям и всей остальной деятельности. У подростков, страдающих депрессией, часто наблюдаются сопутствующие проблемы, такие как тревожно-депрессивный синдром, который представляет собой тяжёлое и длительное расстройство, калечащее жизнь, а в некоторых случаях несёт угрозу для жизни. К сожалению, депрессия часто не распознаётся и не лечится, потому что родители и учителя могут не увидеть, что за негативным настроением скрывается серьёзное психическое расстройство.

 

Основные признаки депрессии

 

Настроение. Дети, страдающие депрессией, испытывают чувства печали и уныния, которые проявляются у них в форме, гораздо более устойчивой и интенсивной, чем обычные переживания этих чувств. Другие чувства, которые могут сопутствовать депрессии, включают в себя раздражительность, вину и стыд.

 

Поведение. Может наблюдаться усиление беспокойства и тревоги, снижение активности, замедленная речь или чрезмерная плаксивость. Наряду со снижением активности наступает ограничение социальных контактов.

 

Изменение жизненных установок. Развивается чувство собственной никчЁмности и низкая самооценка. Дети считают себя неадекватными и думают, что другие люди оценивают их так же. У них может измениться отношение к школе, и в связи с этим ухудшается успеваемость. Они начинают бояться будущего и убеждают себя в том, что обречены в жизни на неудачи. Когда такие переживания становятся интенсивными, возрастает риск суицида.

 

Мышление. Дети и подростки, страдающие от депрессии, поглощены собственными мыслями и концентрируют внимание на переживаниях. Они сосредоточены на самих себе и могут быть излишне самокритичны и застенчивы.

 

Физические изменения. У таких детей и подростков наблюдаются нарушения сна и расстройства, связанные с приёмом пищи. Обычным явлением бывает потеря аппетита и частые пробуждения среди ночи или рано утром, также присутствует постоянное чувство усталости. Возникают жалобы на головную боль и боль в желудке, тошноту, на продолжительные боли разного рода и упадок сил.

 

Депрессия и процесс индивидуального развития. В зависимости от возраста дети по-разному проявляют и переживают депрессию. Ребёнок до полутора-двух лет может выглядеть унылым, пассивным и безразличным; дошкольник может казаться ушедшим в себя и заторможенным; ребенок младшего школьного возраста может обнаруживать агрессивность и склонность к созданию конфликтных ситуаций; а тинейджер может переживать чувство вины и отчаяния.

 

Природа депрессии. Термин «депрессия» используется для описания разных понятий. Важно различать депрессивный симптом, депрессивный синдром и депрессивное расстройство.

 

Депрессивные симптомы выражаются в том, что ребёнок испытывает уныние и чувствует себя несчастным. Депрессивные симптомы далеко не всегда свидетельствуют о наличии каких-либо серьёзных проблем и довольно распространены во всех возрастных группах, возникая более чем у 40% детей и подростков. Для большинства детей депрессивные симптомы носят временный характер, вызваны событиями повседневной жизни и не являются следствием какого-либо расстройства.

 

Депрессивный синдром — состояние гораздо более серьёзное, чем просто печальное настроение. Синдром объединяет группу симптомов. Депрессивный синдром у детей часто объединяет сочетающиеся симптомы тревожности и депрессивности, которые имеют тенденцию объединяться в общее состояние негативного аффекта. Депрессивный синдром может также сочетаться с другими расстройствами, такими как синдром гиперактивности и дефицита внимания. Иногда депрессивный синдром может возникнуть вследствие жизненных событий — например в связи с потерей близкого человека. Однако переживания горя рассматриваются как клинический синдром только в том случае, если депрессивные симптомы имеют глубокий и длительный характер, далеко выходя за рамки допустимых норм.

 

Депрессивное расстройство включает в себя депрессивный синдром, продолжительный по времени и вызывающий значительные ухудшения состояния организма.

 

Несмотря на то, что точные причины распространённости депрессии неизвестны, один из факторов, имеющих отношение к этому явлению, связан со стремительными изменениями, происходящими в общественной жизни. Переполненные города, распадающиеся семьи, рост числа злоупотреблений психоактивными веществами и перемены, происходящие в сфере профессиональной и трудовой деятельности, могут значительно усиливать воздействие стрессов на молодое поколение. Эти изменения могут делать ребёнка более уязвимым по отношению к стрессу вследствие потери защитных факторов, таких, например, как поддержка семьи.

 

Депрессия, возникающая у подростков, ломает их жизнь. Они неопытны и только начинают жить, хотят стать независимыми.  Такие подростки  начинают отличаться от остальных своих сверстников, и им уже никогда больше не удастся быть такими, как все. Это оставляет неизгладимый след в их душе.

 

Подобно взрослым, дети и подростки с  депрессией продолжают испытывать многочисленные негативные долгосрочные последствия, включая высокий риск суицидов и суицидных попыток, госпитализаций по психиатрическим и общим показаниям, алкоголизма и наркомании. У таких детей и подростков в дальнейшем могут возникать трудности, связанные с социальным взаимодействием, учЁбой и устройством на работу.


Галина Михайловна Сысоева, медицинский психолог

филиала ГБУЗ  АО «Амурская психиатрическая больница» в г. Свободный

Комментарии (2)
wal # 10 октября 2015 в 12:35 +4
Они начинают бояться будущего и убеждают себя в том, что обречены в жизни на неудачи.
Виной давящая обстановка, окружающая. Свободный не самый худший город, но видал и лучше (с населением до 50 тыс.человек) – разруха, бардак, отсутствие перспектив (космодром строят, тока земляки не особо на него идут). Хорошо если семья полная и с достатком среднего уровня. Мечта многих отучиться, закончить университет, остаться в областном или краевом центре, а толку – жалкая работа в 20-30 тыс с жильём от 15 в месяц, можно на Север – но что там делать, жил в свое время – потом на большой земле ты никому не нужен.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1