Автор – Шиманский Василий Иванович
В одна тысяча девятьсот шестом году (1906 г.) Иван Семёнович продал отцовскую хату-пятистенку, спасаясь от голода и нищеты, и с остатками своей семьи тронулся в дальнюю дорогу. Вместе с Колесниковыми на Дальний Восток поехала мать Марии Антоновны — Агафья Михайловна, а также братья: Григорий, Захар, Иван, Тихон и младшая сестра Устиния.
Последний раз, осенив перстом родные места, которые с этого момента переселенцы на Дальнем Востоке всегда будут называть Родиной, погрузились в товарные вагоны и тронулись в неизвестную, дальнюю дорогу. Колесниковы не забыли взять с собой все церковные книги и иконы. Они верили, что Бог на этом свете творит чудеса.
Семья Никиты Семёновича на Дальний Восток не поехала, а осталась в Калинках. Связь с ней сразу оборвалась и навсегда.
Мария Антоновна и Степан Иванович взяли с собой корову (приданное Марии), сестру Степана — Серафиму, братьев Конаха и Петра, которых в шутку называли вторым «приданным» к мужу Степану. Серафима за это очень сердилась на Марию.
К амурским землям сначала ехали до Байкала по железной дороге в теплушках. Дальше — в сторону Дальнего Востока железной дороги тогда не было. Разгрузившись из вагонов, люди грузили свой скарб на телеги и обозом, по плохо проторенным дорогам, тащились до реки Шилка. На берегах рубили лес, из него мастерили плоты и грузились на них. На этих плотах спускались по Шилке до Амура и далее шли по реке к Благовещенску.
Границы с Китаем в то время не существовало, поэтому плоты с переселенцами швартовались к пологому китайскому берегу. Потом небольшими партиями люди со скарбом переправлялись на противоположный берег — российский.
Мужики ловили рыбу, которой в дальневосточных реках было с избытком, и охотились на непуганую дичь. Мария, глядя на Антона и других чужих детей, постоянно думала об, умерших от голода, своих ребятишках. Еды было много, и она сейчас могла накормить вдоволь всех.
Для матери смерть ребёнка – невосполнимая утрата и вечная боль. В её сердце этот ребёнок остаётся всегда живым. Мария, глядя на сверстников своих умерших детей, мысленно пыталась представить их живыми. «Вот и мой Павлик был бы сейчас такой» — часто приходило ей в голову.
В Благовещенске люди грузились на баржи, потом их тянули вверх по реке Зея до пристани Суражевка, которая в то время для переселенцев была главным опорным пунктом.
Дом Мехедовой Екатерины и её мужа Ильи на улице Набережной был под номером один. В этом доме в одна тысяча девятьсот шестом году (1906 г.) с большой радостью они принимали дорогих гостей из родной деревни Калинки.
Екатерина Ивановна, несмотря на то, что перенесла на своём веку много страданий, была гостеприимной и хлебосольной хозяйкой. В её доме отгуляли несколько свадеб. Сестру Марии Антоновны Устинью выдали замуж за младшего сына Сергея Цацура — Кирилла. Серафиму Ивановну Колесникову сестру Степана Ивановича Колесникова, которая приехала из Калинок, сосватали за Сидора Мехедова – однофамильца Мехедовых.
Крепостные крестьяне родословных не вели, а в западных районах России с одинаковыми фамилиями были целые деревни. Чтобы легче было понимать, о ком идёт речь, у всех однофамильцев, кроме своей фамилии, были ещё уличные прозвища. Екатерину и Илью Мехедовых люди знали в Суражевке под уличной фамилией — Каторжных. У Екатерины Ивановной Мехедовой, в девичестве Колесниковой, были дети: Иван, Васса, Анастасия и Ульяна.
Матрёна Ивановна Пысь, сестра Степана Ивановича Колесникова, как и все Колесниковы, любила природу, хорошо знала травы, лечила ими как людей со стороны, так и и своего мужа Ерофея, страдающего отдышкой. У женщин-рожениц она принимала роды, так как была деревенской знахаркой и «бабкой–повитухой».
Первое время семья Ивана Семёновича Колесникова жила у Екатерины и Матрёны, но, облюбовав деревню Черниговка, сразу там стали строить свою небольшую хату, в которую перебрались к Новому, одна тысяча девятьсот седьмому году (1907 г.). Только Ивану Семёновичу Колесникову не пришлось долго жить в новой хате, в декабре этого года (1907 г.) он сильно заболел, а в рождество Господь прибрал его к себе.
Схоронили его в деревне Черниговка. Похороны проходили в зимнюю стужу под высокими соснами на новом кладбище, которое люди облюбовали в распадке холмов. Оно от северных ветров с трёх сторон защищено сопками. По склонам этих сопок шумел низкорослый амурский дубняк, а весной розовым ковром расцветал душистый багульник. На могиле Ивана Семёновича поставили громадный крест, который издалека бросался людям в глаза. Иван Семёнович был добрым человеком...
Нет комментариев. Ваш будет первым!