Автор – Шиманский Василий Иванович
Как я уже говорил, «Решение о строительстве города Алексеевск» было принято в одна тысяча девятьсот одиннадцатом году (1911 г.), а в одна тысяча девятьсот двенадцатом году (1912 г.) ему был присвоен статус города. Строительство города являлось важным событием, потому что через него должна была пройти Транссибирская железнодорожная магистраль с паровозной тягой, а паровозам требовались уголь и вода.
Почва на возвышенности, где строился Алексеевск, оказалась глинистой и заболоченной. Бурение скважин на возвышенности показали, что водоносных слоёв близко нет. Тогда было принято решение о строительстве водокачки и товарной станции в районе посёлка Суражевка.
На город воду было решено подавать по трубопроводам. Позднее станцию в районе посёлка Суражевка назовут Михайло-Чесноковская.
Город Алексеевск носил это название до одна тысяча девятьсот семнадцатого года (1917 г.), после чего был переименован в город «Свободный».
Вскоре его с севера на юг пересекла Транссибирская железнодорожная магистраль, и он вытянулся на многие километры вдоль этой магистрали.
Железная дорога связывает Дальний Восток с западными районами страны, поэтому, о поездах, проходящих мимо, все говорят, что поезд идёт на восток или на запад. Никогда не говорили, что поезд идёт с севера на юг, или с юга на север.
От возвышенности, на которой стоит город, начинает свой путь Приамурская низменность. По этой низменности протекает река Зея, которая берёт своё начало далеко на севере, а в районе города Благовещенска впадает в Амур.
Через реку Зея было решено строить мост, пока его строили, некоторое время на данном участке дороги станция Михайло-Чесноковская была конечной.
По железнодорожному мосту в весеннее и летнее время, кроме поездов, пропускали гужевой транспорт.
Зея — непредсказуемая и капризная река. Она не раз преподносила людям свои сюрпризы. Старики рассказывали, что в одна тысяча девятьсот двадцать восьмом году (1928 г.) она так проявила свой нрав, что Суражевка осталась островом среди громадного моря, простирающегося на сотню километров в округе.
Это было самое большое наводнение в этих местах. Тогда уровень воды поднялся настолько высоко, что насыпь железнодорожного полотна не выдержала напора воды, была подмыта и прорвана. На месте прорыва образовался проём, в который стремительно хлынул поток бурлящей воды, вымыв воронкой глубокую яму. После спада воды, на этом месте образовалось озеро, вода в котором была проточная, прозрачная и тёплая, дно песчаное и гладкое, уровень воды постоянен.
На месте прорыва насыпи был построен временный мост. После наводнения Зея вошла в свои берега и несколько лет вела себя, как ангел...