Наши чиновники, как им и положено по должности, демонстрируют абсолютный оптимизм в связи с расширением западных санкций
Отдел Минфина США по контролю за иностранными активами уточнил и расширил санкции, ранее введенные против российских компаний и физических лиц. На этот раз под меры экономического давления попали 20 российских компаний и 17 физлиц, в том числе 46 дочек «Газпрома», «Банк Москвы», холдинг «Газпром-Медиа», который владеет, в частности, контрольным пакетом радиостанции «Эхо Москвы» и телеканалом НТВ, а также компании и организации, задействованные в строительстве моста в Крым.
В заявлении американского Минфина говорится, что это решение «подчеркивает позицию американского правительства по оккупации Россией Крыма» и его «категорическому неприятию вопроса признания аннексии полуострова». Как известно, Крым в марте 2014 года вошел в состав России по итогам референдума, результаты которого международное сообщество признавать отказалось. При этом, согласно действующему законодательству РФ, отрицание того, что Крым является частью России, расценивается как призыв к сепаратизму.
При прошлых уточняющих расширениях санкций американские чиновники объясняли, что в большинстве случаев речь идет о физических лицах и компаниях, которые оказывают помощь ранее попавшим под санкции коллегам. Иначе говоря — с их помощью эти санкции обходятся, поэтому и происходят все новые расширения, которые, как расходящиеся круги на воде, затягивают в санкционный список все новых фигурантов. Правда, на этот раз появилась и новая тема: раньше речь шла о тех, кто поддерживал или финансировал крымскую и украинскую политику России. На этот раз к ним добавились строители моста из материковой части России на Крымский полуостров.
***
Сразу стоит отметить, что Евросоюз, который по-прежнему остается главным российским торговым партнером, как и в прошлые разы, когда США уточняли свой санкционный пакет, не последует примеру Вашингтона. Не говоря уже о том, что не все политики в ЕС сегодня хотят не то что расширения, а и даже продолжения санкций против российских компаний и физических лиц (достаточно отметить, что Евросоюз в принципе не прибегает к тактике «уточнения» списков).
Однако это, по большому счету и не нужно. Не так много в Европе компаний и бизнесменов, которые вообще не имеют дел с США. А значит, даже без европейских дополнений американские санкции будут работать и для ЕС. Ведь те европейцы, которые будут иметь дело с фигурантами списка, составленного в Минфине США, рискуют потерять свои деньги в Америке и сами угодить под санкции, как очередная компания, которая помогает россиянам их обходить.
Самыми очевидными последствиями является осложнение жизни для разнообразных «дочек» и внучек «Газпрома» и «Газпромбанка», включая такие непрофильные для российской газовой монополии компании, как, например, компании группы ОМЗ: ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», «ОМЗ Спецсталь», ООО «Из-Картэкс», ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Уралмашзавод», Nagelfar Trade and Invest Ltd., и даже SKODA JS a.s.
***
Трудно пока предсказать и то, как новые санкции отразятся на российских СМИ. Речь отнюдь не только о телеканале НТВ или радиостанции «Эхо Москвы», которая считается достаточно оппозиционным медиа (по современным российским меркам). Проблема в том, что «Газпром медиа» сегодня — это один из крупнейших игроков на российском рекламном рынке. Эта сфера и без новых санкций так и не смогла оправиться после резкого спада в 2014 году, когда зарубежные рекламодатели побежали из России, где еще годом ранее начал стремительно сокращаться потребительский спрос.
Российские рекламщики обещали, что с конца 2016 года рост рекламного рынка обязательно восстановится. Их прогнозы, разумеется, больше напоминали благие пожелания, но теперь они выглядят и вовсе нереалистично, поскольку никакие западные интернациональные корпорации не станут иметь дело с российскими партнерами из санкционного списка. И это лишь одно из вероятных последствий нового расширения американских санкций. Наверняка будут и другие, пока еще трудно прогнозируемые. Например, возможны сложности в работе на российском рынке немецкого автогиганта Volkswagen.
Несмотря на это российские чиновники, как им и положено по должности, демонстрируют абсолютный оптимизм. В то время, как вице-премьер Игорь Шувалов проводит совещание по возможности отмены пенсий для работающих пенсионеров, а его коллега Ольга Голодец предполагает, что накопительная часть пенсии, которую государство уже который год «замораживает», может быть вообще отменена, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, вице-премьер Аркадий Дворкович и глава Сбербанка Герман Греф лишь в мелочах расходятся в оценке американских санкций. Один призывает «не переоценивать» их влияние на Россию, другой уверенно говорит, что они отразятся на российской экономике «не сильно», а третий считает, что их воздействие будет «несущественным».
***
Причина таких оценок, по всей видимости, в том, что у российского правящего класса есть какая-то своя шкала оценок экономических проблем. Отмену пенсий для части населения они к проблемам не относят, а мыслят «проектами века». Так, Дмитрий Песков, в частности, заявил, что «по-прежнему, несмотря на известные трудности, сохраняются планы по экономическому развитию, по реализации крупных проектов».
При таком подходе санкции, и правда, выглядят чем-то несущественным. Правда, не для российской экономики, а для вполне конкретного круга людей и компаний, вне зависимости от того, попали они в американские списки или нет.
Иван Преображенский, "Росбалт"
Нет комментариев. Ваш будет первым!