Колонка редактора
Каждый год 1 сентября толпы нарядных ребятишек отправляются в школу. Самые младшие с родителями, почти все с цветами на торжественных построениях отмечают они начало учебного года. И день этот, не знаю уж с каких пор, назван в России Днем знаний.
В последнее время у нас в стране идут жаркие дискуссии по поводу системы образования: чему надо и чему не надо учить, как надо и как не надо – короче, проблем воз и маленькая тележка. Но я хочу поставить вопрос шире – насколько адекватно называть дату начала учебного года – Днём знаний? Разве первоочередная задача школы дать ребёнку знание? Вздор, какой!
Помните у Пушкина: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть». Чувствуете, учёбу он связывает с воспитанием? А у этого Великого поэта случайных слов не бывает. И если поразмыслить, он прав.
Действительно, знание без соответствующего воспитания – мёртвый груз. Правда, с тех пор смысловое значение слова «воспитание» несколько сузилось и отодвинулось от слова «образование». Но это не суть важно. Главное понять, что основная цель обучения - это воспитание, или, по-нынешнему, образование, где знание лишь средство.
Наши педагоги, да, видимо, не только наши, не устают повторять, что каждый ребёнок гениален. Если это действительно так, то на самих педагогов и ложится ответственность, что из школы в большинстве своём выходит серая посредственность. Это в лучшем случае. Почему так происходит?
На мой взгляд, причина этого как раз в том, что школа, педагоги в своём подавляющем большинстве видят основную свою задачу дать ребёнку знание. Собственно, это не их вина, поскольку этого от них требует и общество. Ну а коль так, решение задачи упрощается – хочет того ребёнок или нет, необходимо впихнуть в него определённое количество знания. Этим количеством обычно и определяется профессионализм педагога. Отсюда новая беда – тип педагога-солдафона. Его принцип: не можешь – научим, не хочешь – заставим! В той степени, в которой образование заражено этими принципами, в той же самой степени школе удаётся подавлять природную гениальность ребёнка и выдавать на гора посредственность.
У меня здесь нет возможности сравнивать советскую систему образования с нынешней, или с американской – все они так или иначе заражены этими принципами. Да и цель у меня другая.
Важно понять, что основная задача школы не впихнуть в ребёнка знание, а разбудить любовь к нему. Если любовь эта будет разбужена, знание он возьмёт сам – можете не сомневаться. Даже если на этом пути возникнут препятствия, он будет их успешно преодолевать – любовь творит чудеса, сами знаете! И знание, полученное таким путём, войдёт в интеллект живым творческим элементом.
В этой связи хочется сказать несколько слов моим большевистским оппонентам. Они не устают повторять, что советскую власть нужно благодарить за то, что она дала нам образование и прочие блага. Они вполне искренне считают, что и сами получили образование.
Так вот, уважаемые, те дипломы, которыми вы владеете, вовсе не являются свидетельствами вашего образования. Знания, которые вам вдолбили в учебных заведениях, вы восприняли как неоспоримые догмы. И эти догмы стали непреодолимым препятствием всяких новых веяний для вашего интеллекта. Жизнь ушла вперёд, а вы всё твердите о демократическом централизме, о собственности на средства производства, о великих сталинских стройках и прочих глупостях, которые давно выброшены на свалку истории. Может быть, это не ваша вина, но беда – точно.
Вам нужно понять, что любое знание - величина непостоянная, что познание бесконечно, а абсолютная истина доступна разве что только Богу.
Так что дату 1 сентября называть «Днём знаний» не совсем корректно, как мне кажется.
Редактор газеты
Ирма # 11 сентября 2016 в 17:07 0 |
Андрей Мирошин # 11 сентября 2016 в 21:46 -2 | ||
|
Полина # 12 сентября 2016 в 00:12 +1 | ||
|
Ирма # 14 сентября 2016 в 23:17 +1 |
Михаил # 16 сентября 2016 в 00:23 0 |