Литературная мастерская: Сюжеты современной фантастики. Часть 1

article2944.jpg

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом разработки новых фантастических идей?

Если да, то вы, вероятно, знаете, насколько этот процесс сложен, и как тяжело придумать нечто новое, чего нигде и никогда еще не было.


Для тех, кто все же не оставляет попыток, рекомендуем к прочтению материал «Регистр научно-фантастических идей» Генриха Альтова.


Сегодня же мы начнем разбираться в том многообразии фантастических сюжетов, которое уже успели придумать и вовсю используют современные авторы. И поможет нам в этом замечательный сайт www.fantlab.ru.


Почему именно он? Да потому что именно на этом сайте есть весьма удобная система градации произведений по используемым в них фантастическим идеям. И в рамках сегодняшней статьи мы и разберем, какие сюжетные ходы пользуются наибольшей популярностью в писательском цехе.

 

1. Бессмертие

Это различные варианты сюжетов, в которых фигурируют бессмертные герои, бессмертные злодеи, либо же это самое пресловутое бессмертие является объектом вожделения конфликтующих сторон. Одним из самых распространенных драматических мотивов здесь будет противопоставление бессмертного героя смертному миру. Иногда драматическое желание персонажа избавиться от своей ноши.

Примеры: Роджер Желязны «Князь Света»; Нил Стивенсон «Барочный цикл»; Сергей Лукьяненко «Линия Грез».

Степень распространенности: средняя.


2. Вампиры

В представлениях, я полагаю, не нуждаются. Хладнокровные кровопийцы, не переносящие солнечного света, распятий и чеснока, уже давно стали завсегдатаями книжных полок. И вот уже не одно десятилетие читатель восхищается наводящими ужас похождениями ночных убийц, а писатели продолжают эксплуатировать эту тему, предлагая многочисленные варианты как романтических дамских историй, так и городского фентези и постапокалиптики. К сожалению, в последнее время о вампирах написано уже настолько много, что выдать нечто оригинальное становится задачей практически невыполнимой. Существует серьезный риск, что новое произведение просто утонет в бездонной пучине кровавых саг о похождениях вурдалаков.

Примеры: Чайна Мьевиль «Шрам»; Ричард Матесон «Я — легенда»; Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор»

Степень распространенности: средняя.


3. Вторжение «Чужих»

Тоже весьма интересный, но менее избитый ход. Конечно, отправной точкой для классического инопланетного варианта этого сюжета стоит считать знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Однако не стоит забывать, что в широком смысле под «чужими» можно понимать не только представителей инопланетного разума. По большому счету, данный мотив лежит в основе любого произведения о войне, где одна нация нападает на владения другой.

В общем-то, этот вид сюжетов – уже готовая основа для фантастического боевика любого направления и антуража.

Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Герберт Уэллс «Война миров»; Сергей Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»

Степень распространенности: средняя.


4. Генетические эксперименты, мутации

Крайне просторная тематика, к которой в разное время обращались и продолжают обращаться огромное количество авторов, но которая, тем не менее, все еще несет в себе существенный потенциал. Данная тематика успела породить целый пласт в индустрии развлечений: все эти многочисленные комиксы, фильмы и книги о супергероях – все это существует уже более полувека и продолжит успешно существовать.

В общем, перед нами если не локомотив, то один из первостепенных мотивов в развитии современной фантастической прозы. Не больше и не меньше.

Примеры: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»; Фрэнк Герберт «Хроники Дюны».

Степень распространенности: высокая.


5. Договор с нечистой силой

Тут все достаточно просто и прозрачно. Наш герой, одержимый неким сильным желанием (обладать чем-либо, стать богатым или успешным, спасти близкого человека), но не имеющий объективных возможностей его осуществить, идет на сделку с темными силами. Естественно, он до конца не осознает всей серьезности положения, но этот договор из разряда тех, в которых всегда нужно платить по счетам. В итоге герой из триумфатора достаточно быстро оказывается в положении жертвы. Иначе и быть не может.

Нас этот сюжет интересует в первую очередь наличием конфликта сторон: всегда интересно, каким образом должник будет выпутываться из сложного положения, где на кону обычно ни много ни мало – его собственная жизнь.

Примеры: Уильям Шекспир «Макбет»; Алексей Пехов «Наложница дьявола»; Стивен Кинг «На выгодных условиях».

Степень распространенности: низкая.


6. Жизнь после смерти

Мотив прямо на стыке жанров – фантастической прозы, триллеров и ужасов. Вариантов этого сюжета достаточно много – как в виде отдельных произведений, где он является главным и основным, так и в виде второстепенных фантастических допущений, подразумевающих воскрешение кого-либо из персонажей, их злоключений в загробном мире и т.д.

Полагаю, что к использованию этого сюжетного хода нужно подходить аккуратно: сказано по этой теме было достаточно много, а кроме того при выборе подобных фантастических допущений всегда нужно задаваться вопросом, действительно ли они необходимы для выражения основной мысли произведения? Действительно ли необходимо кого-либо воскрешать, и что при помощи этого мы хотим донести до читателей?

Примеры: Стивен Кинг «Кладбище домашних животных»; Святослав Логинов «Свет в окошке»; Алексей Пехов «Страж».

Степень распространенности: средняя.


7. Звёздный ковчег

Произведения сюжетного направления «звездный ковчег» относятся в подавляющем большинстве своем к научной фантастике: твердой или социальной. Главным мотивом здесь, безусловно, будут являться взаимоотношения внутри группы, оказавшейся по воле случая на борту корабля. Или же невероятные приключения команды этого ковчега в далеких галактиках. В общем, сюжет хоть и не предоставляет автору большого разнообразия, но добротный приключенческий роман с серьезным психологизмом из него получиться может вполне.

Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»; Вячеслав Рыбаков «Доверие».

Степень распространенности: низкая.

 

8. Изобретения и научные исследования

Еще один бесконечный в своей перспективе сюжет, который будет давать пищу для размышлений и новых книг еще целые столетия. Ведь технический прогресс не остановить – каждый год появляется что-то новое, а уж как прогрессирует на этой почве фантазия авторов – об этом и говорить не стоит! Так что на страницах книг с завидной регулярностью появляются и будут появляться все новые и новые изобретения, рождающие новые сюжеты, а подчас и целые направления в литературе (вспомним все тот же киберпанк). Так что потенциал у этого направления самый что ни на есть высокий.

Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Стивен Кинг «Долгий джонт»; Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».

Степень распространенности: высокая.


9. Искусственный интеллект

Это сюжетное ответвление является, по сути, дочкой предыдущего. Однако разнообразные истории о роботах, киборгах и прочих носителях искусственного разума приобрели такую популярность, что их уже сейчас приходится выделять как отдельное сюжетное направление. А что же будет, когда умные механизмы станут неотъемлемой частью нашей повседневности?

Вообще, подобные истории несут в себе очень интересный драматический потенциал. Взаимоотношения наделенного разумом (пусть и искусственным) робота с людьми, не считающими его за равного, – это весьма благодатная основа для множества художественных конфликтов.

Примеры: Дэн Симмонс «Песни Гипериона»; Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»; Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».

Степень распространенности: средняя.


10. Квест (В поисках чего-либо)

Так получается, что квест – самый распространенный и, вероятно, самый успешный сюжетный ход всех времен и народов. Начиная от мифов античного мира с их поисками золотого руна и похищенных красавиц, заканчивая бриллиантом современной фантастики, да и вообще литературы двадцатого века – трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец».

Вообще, квестовый сюжет очень близок по своей природе к сюжетам народных сказок. Там ведь тоже в основу всего действа были положены поиски пропавшего, либо трудный и полный опасностей поход за тридевять земель за неким артефактом. Так что безразмерная любовь читателей к этому направлению вполне объяснима. Она, можно сказать, у нас в крови.

А посему, думаю, не ошибусь сильно, если скажу о том, что квесты будут еще долгие годы увлекать все новые и новые поколения читателей, и из моды не выйдут. Тем более что они прекрасно сочетаются с любыми другими фантастическими допущениями.

Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»; Льюис Кэрролл «Алиса».

Степень распространенности: чрезвычайно высокая.


Источник

Комментарии (14)
Михаил # 23 сентября 2016 в 21:23 0
Придумывать мы все можем, а Вы пробовали жить в том-что называете мистикой? Охотно поделюсь опытом и техникой осуществления
желаемого результата.
Ирма # 26 сентября 2016 в 00:51 +2
Кто такой Циолковский, и чем он знаменит, знают все. Ещё бы, у нас ведь под боком строится город его имени.
А он, в своё время, был известен современникам как писатель-фантаст. Сейчас я посмотрела его биографии в интернете и практически нигде, кроме Википедии, об этом ничего нет. То есть для людей 21-го века этот факт не заслуживает внимания.

Есть книга, написанная в 60-е годы "В мире мечты", это обзор фантастики. Наверное, только здесь и оценивается вклад Циолковского в эту сферу.
Михаил # 26 сентября 2016 в 01:33 0
Ирма, Циолковск это была очередная амбиция правительства, в подтверждение этого и выплыло название объекта имени
Фантазера, у данной фантасмагории нет дальнейшего развития, придет другой Царь и развеет все иллюзии.
Ирма # 26 сентября 2016 в 14:57 +2
Вполне предсказуемый ответ. Ничего нового.
Почему-то все новоявленные пророки и миссии, которых так много сейчас, очень любят тему какого-то там по счёту пришествия:
придет другой Царь и развеет
Наверное потому, что так нравится проецировать это на себя и примерять роль спасителя мира или вещателя благой вести?

P.S. Город рядом с космодромом назвали так не потому, что Циолковский был фантастом, а потому, что он теоретик космонавтики. Просто статья про фантастику.
wal # 26 сентября 2016 в 21:03 0
Спойлер
Михаил # 26 сентября 2016 в 23:26 0
Спойлер
wal # 26 сентября 2016 в 23:53 0
Спойлер
Михаил # 27 сентября 2016 в 00:17 0
Спойлер
Полина # 27 сентября 2016 в 00:40 0
Михаилу
Михаил # 27 сентября 2016 в 00:53 0
Спойлер
БобрЗлобр # 27 сентября 2016 в 05:37 0
Михаилу
Михаил # 26 сентября 2016 в 23:15 0
Спойлер
Алексей Дыма (Вахтённый) # 27 сентября 2016 в 07:29 0
Валу и Михаилу
Алексей Дыма (Вахтённый) # 27 сентября 2016 в 07:32 0
То, что не по теме - спрячу под спойлер в ближайшее время.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 28 ноября 2016
ОНИЩЕНКО С.Ю.: Поэма: "Иван да Марья"