Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом разработки новых фантастических идей?
Если да, то вы, вероятно, знаете, насколько этот процесс сложен, и как тяжело придумать нечто новое, чего нигде и никогда еще не было.
Для тех, кто все же не оставляет попыток, рекомендуем к прочтению материал «Регистр научно-фантастических идей» Генриха Альтова.
Сегодня же мы начнем разбираться в том многообразии фантастических сюжетов, которое уже успели придумать и вовсю используют современные авторы. И поможет нам в этом замечательный сайт www.fantlab.ru.
Почему именно он? Да потому что именно на этом сайте есть весьма удобная система градации произведений по используемым в них фантастическим идеям. И в рамках сегодняшней статьи мы и разберем, какие сюжетные ходы пользуются наибольшей популярностью в писательском цехе.
Это различные варианты сюжетов, в которых фигурируют бессмертные герои, бессмертные злодеи, либо же это самое пресловутое бессмертие является объектом вожделения конфликтующих сторон. Одним из самых распространенных драматических мотивов здесь будет противопоставление бессмертного героя смертному миру. Иногда драматическое желание персонажа избавиться от своей ноши.
Примеры: Роджер Желязны «Князь Света»; Нил Стивенсон «Барочный цикл»; Сергей Лукьяненко «Линия Грез».
Степень распространенности: средняя.
В представлениях, я полагаю, не нуждаются. Хладнокровные кровопийцы, не переносящие солнечного света, распятий и чеснока, уже давно стали завсегдатаями книжных полок. И вот уже не одно десятилетие читатель восхищается наводящими ужас похождениями ночных убийц, а писатели продолжают эксплуатировать эту тему, предлагая многочисленные варианты как романтических дамских историй, так и городского фентези и постапокалиптики. К сожалению, в последнее время о вампирах написано уже настолько много, что выдать нечто оригинальное становится задачей практически невыполнимой. Существует серьезный риск, что новое произведение просто утонет в бездонной пучине кровавых саг о похождениях вурдалаков.
Примеры: Чайна Мьевиль «Шрам»; Ричард Матесон «Я — легенда»; Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор»
Степень распространенности: средняя.
Тоже весьма интересный, но менее избитый ход. Конечно, отправной точкой для классического инопланетного варианта этого сюжета стоит считать знаменитый роман Герберта Уэллса «Война миров». Однако не стоит забывать, что в широком смысле под «чужими» можно понимать не только представителей инопланетного разума. По большому счету, данный мотив лежит в основе любого произведения о войне, где одна нация нападает на владения другой.
В общем-то, этот вид сюжетов – уже готовая основа для фантастического боевика любого направления и антуража.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Герберт Уэллс «Война миров»; Сергей Лукьяненко «Звезды — холодные игрушки»
Степень распространенности: средняя.
Крайне просторная тематика, к которой в разное время обращались и продолжают обращаться огромное количество авторов, но которая, тем не менее, все еще несет в себе существенный потенциал. Данная тематика успела породить целый пласт в индустрии развлечений: все эти многочисленные комиксы, фильмы и книги о супергероях – все это существует уже более полувека и продолжит успешно существовать.
В общем, перед нами если не локомотив, то один из первостепенных мотивов в развитии современной фантастической прозы. Не больше и не меньше.
Примеры: Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»; Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди»; Фрэнк Герберт «Хроники Дюны».
Степень распространенности: высокая.
Тут все достаточно просто и прозрачно. Наш герой, одержимый неким сильным желанием (обладать чем-либо, стать богатым или успешным, спасти близкого человека), но не имеющий объективных возможностей его осуществить, идет на сделку с темными силами. Естественно, он до конца не осознает всей серьезности положения, но этот договор из разряда тех, в которых всегда нужно платить по счетам. В итоге герой из триумфатора достаточно быстро оказывается в положении жертвы. Иначе и быть не может.
Нас этот сюжет интересует в первую очередь наличием конфликта сторон: всегда интересно, каким образом должник будет выпутываться из сложного положения, где на кону обычно ни много ни мало – его собственная жизнь.
Примеры: Уильям Шекспир «Макбет»; Алексей Пехов «Наложница дьявола»; Стивен Кинг «На выгодных условиях».
Степень распространенности: низкая.
Мотив прямо на стыке жанров – фантастической прозы, триллеров и ужасов. Вариантов этого сюжета достаточно много – как в виде отдельных произведений, где он является главным и основным, так и в виде второстепенных фантастических допущений, подразумевающих воскрешение кого-либо из персонажей, их злоключений в загробном мире и т.д.
Полагаю, что к использованию этого сюжетного хода нужно подходить аккуратно: сказано по этой теме было достаточно много, а кроме того при выборе подобных фантастических допущений всегда нужно задаваться вопросом, действительно ли они необходимы для выражения основной мысли произведения? Действительно ли необходимо кого-либо воскрешать, и что при помощи этого мы хотим донести до читателей?
Примеры: Стивен Кинг «Кладбище домашних животных»; Святослав Логинов «Свет в окошке»; Алексей Пехов «Страж».
Степень распространенности: средняя.
Произведения сюжетного направления «звездный ковчег» относятся в подавляющем большинстве своем к научной фантастике: твердой или социальной. Главным мотивом здесь, безусловно, будут являться взаимоотношения внутри группы, оказавшейся по воле случая на борту корабля. Или же невероятные приключения команды этого ковчега в далеких галактиках. В общем, сюжет хоть и не предоставляет автору большого разнообразия, но добротный приключенческий роман с серьезным психологизмом из него получиться может вполне.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»; Вячеслав Рыбаков «Доверие».
Степень распространенности: низкая.
Еще один бесконечный в своей перспективе сюжет, который будет давать пищу для размышлений и новых книг еще целые столетия. Ведь технический прогресс не остановить – каждый год появляется что-то новое, а уж как прогрессирует на этой почве фантазия авторов – об этом и говорить не стоит! Так что на страницах книг с завидной регулярностью появляются и будут появляться все новые и новые изобретения, рождающие новые сюжеты, а подчас и целые направления в литературе (вспомним все тот же киберпанк). Так что потенциал у этого направления самый что ни на есть высокий.
Примеры: Нил Стивенсон «Анафем»; Стивен Кинг «Долгий джонт»; Александр Беляев «Голова профессора Доуэля».
Степень распространенности: высокая.
Это сюжетное ответвление является, по сути, дочкой предыдущего. Однако разнообразные истории о роботах, киборгах и прочих носителях искусственного разума приобрели такую популярность, что их уже сейчас приходится выделять как отдельное сюжетное направление. А что же будет, когда умные механизмы станут неотъемлемой частью нашей повседневности?
Вообще, подобные истории несут в себе очень интересный драматический потенциал. Взаимоотношения наделенного разумом (пусть и искусственным) робота с людьми, не считающими его за равного, – это весьма благодатная основа для множества художественных конфликтов.
Примеры: Дэн Симмонс «Песни Гипериона»; Айзек Азимов «Двухсотлетний человек»; Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений».
Степень распространенности: средняя.
Так получается, что квест – самый распространенный и, вероятно, самый успешный сюжетный ход всех времен и народов. Начиная от мифов античного мира с их поисками золотого руна и похищенных красавиц, заканчивая бриллиантом современной фантастики, да и вообще литературы двадцатого века – трилогией Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец».
Вообще, квестовый сюжет очень близок по своей природе к сюжетам народных сказок. Там ведь тоже в основу всего действа были положены поиски пропавшего, либо трудный и полный опасностей поход за тридевять земель за неким артефактом. Так что безразмерная любовь читателей к этому направлению вполне объяснима. Она, можно сказать, у нас в крови.
А посему, думаю, не ошибусь сильно, если скажу о том, что квесты будут еще долгие годы увлекать все новые и новые поколения читателей, и из моды не выйдут. Тем более что они прекрасно сочетаются с любыми другими фантастическими допущениями.
Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»; Льюис Кэрролл «Алиса».
Степень распространенности: чрезвычайно высокая.
Михаил # 23 сентября 2016 в 21:23 0 | ||
|
Ирма # 26 сентября 2016 в 00:51 +2 | ||
|
Михаил # 26 сентября 2016 в 01:33 0 |
Ирма # 26 сентября 2016 в 14:57 +2 |
Михаил # 26 сентября 2016 в 23:26 0 | ||
|
Полина # 27 сентября 2016 в 00:40 0 | ||
|
Михаил # 27 сентября 2016 в 00:53 0 | ||
|
БобрЗлобр # 27 сентября 2016 в 05:37 0 | ||
|
Михаил # 26 сентября 2016 в 23:15 0 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 27 сентября 2016 в 07:29 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 27 сентября 2016 в 07:32 0 | ||
|