Литературная мастерская: Сюжеты современной фантастики. Часть 2

article2953.jpg

Продолжаем изыскания на тему фантастических идей в современной литературе. 


Если вы еще не ознакомились с первой из статей цикла, то настоятельно рекомендую сделать это здесь: «Сюжеты современной фантастики. Часть 1». Тем же, кто успешно преодолел первую часть нашего списка, предстоит сегодня столкнуться с сюжетами более редкими и, наверное, во многом более перспективными. Итак, вашему вниманию предлагается очередная порция фантастических идей с сайта Лаборатория фантастики – fantlab.ru

 

11. Клоны и клонирование

Одно из моих любимых сюжетных направлений. Распространенность у него не столь уж высокая, но вот потенциал, по моему мнению, весьма и весьма мощный. Все дело в том, что использование в фантастическом произведении различного рода разумных копий и объектов клонирования позволяет очень легко сконструировать дьявольски закрученный сюжет и окончательно запутать читателя. Это один из самых простых сюжетных приемов по удержанию разгадки истории буквально до самого финала. Однако этим чрезвычайно действенным методом, естественно, не стоит злоупотреблять. Если в каждом вашем произведении начнут проскакивать двойники и клоны, публика достаточно быстро утратит интерес к такому однонаправленному творчеству.

Примеры: Лоис Макмастер Буджолд «Барраярский цикл»; Фрэнк Герберт «Вселенная Дюны»; Сергей Лукьяненко «Геном».

Степень распространенности: низкая.

 

12. Контакт

Сюжеты этой категории получили достаточно широкое распространение в литературе второй половины прошлого века. А у некоторых авторов проблема контакта внеземных цивилизаций проходит буквально красной нитью через все творчество. Поэтому сюжеты, в основу которых положена встреча с разумными (или не очень) формами жизни, хоть и представляют определенный интерес, но и налагают на автора, решившего взяться за такую работу, определенные ожидания. Все-таки планка установлена очень высоко и сказать что-то новое, как-то иначе осветить проблему – будет задачей не из легких.

Примеры: Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»; Станислав Лем «Солярис»; Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Степень распространенности: высокая.

 

13. Ксенофантастика (Психология и внутренний мир инопланетных рас)

Эта категория сюжетов тесным образом связана с предыдущей. Точнее сказать – проблематика психологии инопланетных рас напрямую вытекает из темы контакта. Вот здесь, конечно, для писателя-фантаста настоящее раздолье. Можно не ограничивать собственную фантазию практически никакими рамками и смело рождать на свет все новые и новые внеземные формы, описывать их быт и уклад, пытаться докопаться до психологии и внутреннего мироустройства. Однако справиться с этой задачей по-настоящему качественно удается все же единицам. Нередки случаи, когда все эти новоявленные инопланетные жители оказываются всего лишь безжизненными картонками и за вычетом пары моментов ничем не отличаются от обычных земных обитателей. Так что для работы в этом направлении важна не просто буйная фантазия, но и скрупулезность в проработке деталей и мелочей. Иначе получится очередной писательский пшик.

Примеры: Джордж Р. Р. Мартин «Короли-пустынники»; Урсула К. Ле Гуин «Левая рука Тьмы»; Сергей Лукьяненко «Спектр».

Степень распространенности: высокая.

 

14. Мессия

Человек, которому древним пророчеством предначертано спасти мир. Именно о таком персонаже (или о его ожидании и поисках) и идет речь в этой линейке сюжетов. Главная характерная особенность, на которую я хочу обратить ваше внимание, заключается в том, что построение сюжета вокруг мессии практически неуклонно ведет все повествование в эпик. Ведь мы же не можем ограничиться простеньким описанием того, как спаситель мира пролил на себя кофе за завтраком или поцапался с контроллером в трамвае?! Наличие спасителя мира неуклонно тянет за собой само спасение. А уж о нем-то в паре авторских листов не расскажешь. Так что этот момент имеет место быть, и его стоит очень тщательно рассмотреть, прежде чем браться за подобный сюжет.

Примеры: Дэн Симмонс «Песни Эндимиона»; Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты»; Чайна Мьевиль «Кракен».

Степень распространенности: низкая.

 

15. Наши в другом мире

Наши современники оказываются на другой планете, в параллельной вселенной или некоей сказочной стране. Их главная задача – остаться в живых и, по возможности, вернуться в наш мир. В их арсенале – весь спектр познаний современного человека, мораль, логика и здоровый цинизм. В общем-то, произведения подобного толка нередкие гости на книжных полках магазинов, но качество всех этих поделок, конечно, оставляет желать лучшего. Тут и масса фактических ошибок, и слабость сюжета, построенного исключительно на антураже. Моя главная мысль по этому поводу заключается в том, что перемещение наших современников в иной мир должно быть чем-то здорово сюжетно оправданно. Иначе получается костюмированное представление. Поэтому уж пусть лучше в фантастическом мире действуют тамошние герои, а в нашей действительности – обычные люди. Хуже уж точно не будет, уверен.

Примеры: Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»; Владислав Крапивин «Дети синего фламинго»; Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».

Степень распространенности: средняя.

 

16. Наши в прошлом

Вариация предыдущего сюжета, получившая еще более широкое распространение ввиду того, что автору совершенно нет необходимости придумывать некий вымышленный мир – можно взять уже готовый исторический отрезок и на его почве плодотворно творить. Особенно распространен вариант с попаданием наших людей в эпоху Средневековья или Киевской Руси. В принципе, все озвученное выше в п.15 можно смело отнести и к этому сюжетному направлению. Однако обращаю ваше внимание, что фактические ошибки здесь более заметны. Все же среди читателей и критиков попадается немало людей, хорошо знающих историю. Поэтому и автору, берущемуся за такой сюжет, знать ее стоит весьма и весьма глубоко.

Примеры: Рэй Брэдбери «И грянул гром»; Михаил Булгаков «Иван Васильевич»; Пол Андерсон «Печаль Гота Одина».

Степень распространенности: средняя.

 

17. Нетрадиционная ориентация героев

Да-да, нередки становятся и подобные случаи сюжетных ходов. Особенно в зарубежной фантастической литературе. В принципе, ничего предосудительного в этом нет, однако нашему автору стоит лишний раз подумать, а так ли важна эта самая нетрадиционная ориентация его персонажей для сюжета, и не оттолкнет ли она некоторую (быть может, даже весьма значительную) часть читателей? Потому как принципы толерантности и терпимости прижились еще далеко не везде, и в этом отношении просторы СНГ с Западом пока что несравнимы. Для неопытных и начинающих крайне не рекомендуется.

Примеры: Робин Хобб «Хранитель драконов»; Клайв Баркер «Книги крови»; Чайна Мьевиль «Железный Совет».

Степень распространенности: низкая.

 

18. Обмен разумов, перемещение разума

Достаточно известный фантастический прием, суть которого заключается в обмене телами или же перемещении душ или разумов. Однако, не смотря на наличие достаточно приличных образчиков данного сюжета, сказать, что произведений подобной направленности много – было бы неправильно. Все же потенциал у сюжета остается и достаточно серьезный. В целом, из него можно развить замечательную остросюжетную или приключенческую историю; а можно и наоборот – разрабатывать жилу психологизма, проблемы уживания разума с новым телом.

Примеры: Роберт Шекли «Обмен разумов»; Роман Злотников «Прекрасный новый мир»; Робин Хобб «Магия отступника».

Степень распространенности: низкая.

 

19. Пираты

Один из самых недооцененных мотивов, как в литературе, так и в кинематографе. И если в кино за последнее время с этим сюжетом есть определенный прогресс, то в беллетристике новых качественных книг о пиратах практически нет. Хотя это чистой воды приключенческая проза со всеми ее остросюжетными атрибутами. И конечно, не стоит забывать о том неповторимом колорите, который вносят в произведение морские разбойники. В общем, это тот случай, когда самое лучшее новое – это хорошо забытое старое.

Примеры: Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ»; Робин Хобб «Мир Элдерлингов»; Кир Булычёв «Тайна третьей планеты»

Степень распространенности: низкая.

 

20. Полая Земля, путешествия под землю

Это направление сюжетов, хотя и не слишком распространенное, все же имеет при себе ряд произведений самой высокой пробы, которые, конечно, вряд ли удастся превзойти. Но это совершенно не означает, что авторы должны опускать руки. Все-таки тема различного рода подземелий, подземных городов и прочих убежищ со всеми их обитателями – достаточно плодородная почва для фантастических произведений. Причем подразумевается разнообразие, а если хотите – и смешение жанров. Научная фантастика, фентези, ужасы – в любом из них книга о путешествии в подземный мир будет выглядеть гармонично.

Примеры: Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг»; Владимир Обручев «Плутония»; Жюль Верн «Путешествие к центру Земли».

Степень распространенности: низкая.

 

21. Последний человек/люди на Земле

Один из самых интересных сюжетов, сочетающий в себе помимо всего прочего очень важный, по моему мнению, элемент – непосредственную борьбу героя за существование. Естественно, несет в себе недюжинный психологический заряд: в произведении не обойтись без размышлений и переживаний о смысле жизни. Так что перед нами однозначно – один из мощнейших сюжетов современной фантастики. Приведенные ниже примеры – самое яркое тому подтверждение.

Примеры: Ричард Матесон «Я — легенда»; Кормак Маккарти «Дорога»; Артур Кларк «Конец детства».

Степень распространенности: низкая.

 

22. Приключения в микромире

Герой тем или иным способом и, конечно, совершенно неожиданно для себя и окружающих уменьшается в размерах и получает возможность заглянуть в совершенно иной мир, скрытый от глаз простых людей. Далее сюжет может развиваться тем или иным образом, но основное направление дается именно этим – фантазией на тему маленького мира. Конечно, в современной фантастике это не самый распространенный мотив, характерный скорее для детской и подростковой литературы, но имеющий, тем не менее, полное право на существование.

Примеры: Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком!»; Кир Булычёв «Война с лилипутами»; Филип Дик «О неутомимой лягушке».

Степень распространенности: низкая.


Источник

Комментарии (1)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 30 сентября 2016 в 16:03 0
Чтобы ООО не воровало? - ЭТО ФАНТАСТИКА!

Как сообщается в материалах Благовещенского городского суда, за растрату более 1,7 млн рублей, перечисленных ему филиалом Дальспецстроя, получил срок гендиректор ООО "Добрострой" Олег Родионов. Благодаря его обвинениям ранее за коммерческий подкуп при выполнении строительных работ на космодроме Восточный (Амурская область) была осуждена администрация Стройуправления N701 (филиал Дальспецстроя, генподрядчика строительства космодрома).

Созданное в ноябре 2012 года ООО «Добрострой» (Амурская область) в июле 2013 года подписало договор подряда (речь шла о выполнении комплекса строительно-монтажных работ, в частности — о работах на промышленной строительно-эксплуатационной базе космодрома) на 15 млн 183 тыс рублей с генподрядчиком строительства космодрома Восточный — компанией Дальспецстрой. С октября 2013 года по ноябрь 2013 года «Добрострою» были перечислены Стройуправлением N701 (филиал Дальспецстроя) 2,7 млн рублей в рамках договора подряда. Как установили суд и следствие, глава «Добростроя» направлял часть поступающих средств на счет стороннего ООО (впоследствии обналичивая утаенную сумму). Суммарно гдава компании присвоил 1,7 млн рублей.

Руководитель «Добростроя» признан судом виновным по ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата). Он приговорен к трем годам и шести месяцам колонии общего режима.

Также с О.Родионова решением суда будут взысканы свыше 1 млн 709 тыс рублей в пользу Дальспецстроя.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1