Колонка редактора
Прежде всего хочу поблагодарить граждан города, которые на прошедших «самых честных» выборах отдали свои голоса за мою скромную кандидатуру. Как и вы, я тоже уверен, что победа по одномандатному округу была за нами, и только неимоверные усилия действующей власти по использованию административного ресурса позволили им пририсовать Ирине Александровне Киевской плюс два процента.
Некоторые в этом упрекают меня – мол, нужно было приложить немного больше усилий для раскрутки своей кандидатуры, и победа была бы за нами. Возможно, в этих упрёках есть доля истины. Действительно, в эту избирательную кампанию моя личная активность в качестве кандидата в ЗакСобрание области была, как говорится ниже плинтуса. Но этому были объективные причины.
Прежде всего, за два месяца до выборов ушёл из жизни мой самый дорогой человек и незаменимый соратник Елена Нагорнова – моя жена. Шок от этой утраты не прошёл и до сих пор. В этом состоянии мне пришлось делать газету. Кое у кого ещё и хватило ума высказывать упрёки за то, что в последних номерах слишком много перепечаток. Это, кстати, показатель того, насколько пустоголовы бывают люди. Люди, высказывающие свои суждения о предмете, в котором ничего не смыслят.
***
То, что мы вдвоём с Еленой годами делали 16 полосный общественно-политический еженедельник, некоторый признак сумасшествия. Профессионалы меня поймут. Без выходных, без отпусков, в новогодние праздники, иногда за счёт бессонных ночей газета выходила в срок.
Сам я, конечно, никогда бы не взялся за такую работу. Когда мы с 8 полос переходили на 12, я закатил скандал, и пытался убедить её, что с точки зрения профессионализма – это безумие! На что мне было отвечено, что профессионалы сделали Титаник, а любители - Ноев Ковчег. И мы понеслись вперёд! Скоро в нашей газете было 16 полос, и доходили даже до 24. И только высокие цены на типографские услуги заставили вернуться к 16 страницам.
Я подозревал, что добром это не кончится, но убедить в этом Елену, к сожалению, не мог. Она была одержима «Свободной газетой», влюблена в неё, как в своего ребёнка. Причина, видимо, была в том, что у неё открылся чудесный журналистский талант. А талант требует реализации. На своём веку я повидал немало журналистов, но, честно говоря, такое видел впервые. И этот дар гнал её вперёд.
Не раз я пытался заставить её пройти медицинское обследование, но ей всегда было некогда, всегда откладывала на потом. А усталость, надо полагать, накапливалась. И всё же такой трагической развязки, я никак не предполагал.
***
Журналистский писательский труд при длительных чрезмерных напряжениях иногда вызывает глубокое отвращение к этому виду деятельности. Не хочется даже подходить к столу, а не то чтобы напрягать свой ум в попытках логически выверенных стройных описаний. И после кончины Елены я хотел сразу же прекратить это издевательство над собой. Но обязательства и обстоятельства заставили меня всё же продержаться до окончания выборов. Честно говоря, тут было уже не до качества. А теперь уже нет смысла и нет сил продолжать выпуск газеты в одиночку. Да такое никому и не под силу.
Понятно, что в этот период у меня не было возможностей заниматься агитацией. Ну а наша власть делала всё возможное, чтобы организовать зелёную улицу для победного шествия Ирины Александровны Киевской. Но её образ, несмотря на бешеные затраты на агитацию и пиар, видимо, не вызывал восторгов среди жителей города, и власть предержащие это почувствовали. Пришлось прибегнуть к фальши, чтобы хоть как-то опорочить Осипова.
***
Так они выдали на гора сообщение, что кандидат в Заксобрание Осипов утаил доходы в размере 2 млн. 380 тыс. рублей. Фальшь эта была тем более подлая, что цифра выдернута из моей налоговой декларации за 2015 год. Это были действительно доходы от «Свободной газеты+». Но они умолчали, что расходы на содержание газеты были почти на 300 тысяч больше. А каких доходах идёт речь, если газета убыточна? Бред сивой кобылы, и он был помещён под моей фотографией на информационных стендах всех избирательных участков.
Но даже в этих условиях властям предержащим пришлось за уши вытягивать своего кандидата к победе. Только два участка, открывшиеся в шесть часов утра, о чём общественность города, в том числе и наблюдатели, не были даже извещены, предполагаю, могли дать немало дополнительных голосов для любезного власти кандидата. О других нарушениях даже не говорю – никакие доказательства против партии власти наш самый справедливый суд никогда не принимает во внимание.
***
Конечно, неиспользованные резервы у меня были. Один из них – лицемерие. Дело в том, что ко мне не раз обращались граждане ортодоксального коммунистического толка – мол, мы очень уважаем «Свободную газету», и если бы вы, Анатолий Алексеевич, перестали ругать Сталина и наше социалистическое прошлое, мы бы всегда голосовали за вас. И мне достаточно было публично одобрить проказы Вождя Народов и призвать читателей двигаться в наше счастливое прошлое, как половина мирошинского электората перешло бы на мою сторону. Это тем более легко было сделать, поскольку лицемерие у нас в стране всё решительнее приобретает характерные черты национальной идеи. Может быть, после этого даже во властной среде я перестал бы быть таким инородным телом, каковым являюсь в настоящее время.
Но, к сожалению, мой организм устроен таким образом, что всякая ложь, а тем более лицемерие, вызывают в нём какие-то моральные завихрения, причиняющие, подчас, немалые страдания. В такой ситуации я бывает сам себе неприятен. Так что игра, вряд ли стоит свеч. Тем более, подозреваю, избирательной комиссии, видимо, было дано задание – при любом раскладе обеспечить победу кандидата от «Единой России». Что и было сделано просто блестяще. Ну а недовольство избирателей, как вы знаете, у нас во внимание не принимается.
***
А мне в настоящее время требуется отдых от журналистики. Это объективно. Но я уверен, пройдёт несколько месяцев, и журналистский зуд снова начнёт тревожить мою душу. Я найду, где высказаться. Но вряд ли когда-нибудь возьмусь делать газету без офиса, без коллектива, без транспорта и без средств. На этот подвиг меня могла подвигнуть только Елена Нагорнова - моя жена. Но её нет, а таких, как она, трудновато найти на этом свете - можете мне поверить!
Поэтому, я прошу наших читателей меня извинить. Особенно – подписчиков! Я понимаю, что остался им должен. Кто-то, может быть, простит мне этот долг. Ну а с остальными, насколько у меня хватит денег, я постараюсь рассчитаться с той частью, которая лежит на газете. Почта, естественно, пусть рассчитывается самостоятельно.
Постскриптум. На следующий год состоятся выборы главы города. А в прошлом году, вы помните, мы с вами отстояли своё право прямых выборов. Уверяю вас, если не будет более достойного кандидата, на эти выборы придётся пойти мне. Конечно, действующая власть постарается облить меня дёгтем и вывалять в перьях, но, как показали прошедшие выборы, общество не очень верите в их неуклюжие инсинуации. Да и я за восемь лет работы в «Свободной газете+», по-моему, убедительно доказал, что не продаюсь и не покупаюсь. Так что шансы у нас есть.
А если найдутся спонсоры, то «Свободная газета» снова начнёт свою прежнюю деятельность – можете не сомневаться.
Анатолий Осипов