Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
27 октября исполняется 67 лет самому известному на сегодняшний день свободненскому поэту Григорию Павловичу Шумейко, автору двух с половиной десятков книг стихов, члену Свободненского литературного объединения с 1987 года. Поэтическим творчеством он занимается уже почти 50 лет. В 1999 году первым из свободненцев стал членом Союза писателей России. Первым же получил в 1997 году городскую литературную премию имени П.Комарова. С 2011 года является почётным гражданином нашего города.
Приведу здесь лишь краткий обзор его литературной деятельности и жизненного пути. Разумеется, рассказ этот отражает исключительно мой собственный субъективный взгляд на творчество этого очень талантливого свободненского поэта.
Родом Григорий Павлович Шумейко с Украины. Воспитывался в детском доме на Черниговщине. В молодые годы успел побывать и пожить во многих уголках огромной, тогда ещё советской, страны. Незадолго до Перестройки осел на Амуре. С тех пор успел по настоящему прикипеть сердцем к нашим местам. Он буквально влюбился в амурскую природу, ставшую одним из главных источников его поэтического вдохновения. Особенно много стихов посвятил он амурским рекам – Зее и Селемдже с их безымянными протоками, на которых каждое лето отдыхает от жизненных проблем и забот, самозабвенно предаваясь самой большой своей страсти – рыбалке.
Дивная страна
Я прикипел здесь навсегда к любимым рекам,
К своей тигрице Селемдже, богине Зее.
Кто посетил амурский край, тот раб навеки,
Тот эту дивную страну зовёт своею.
Здесь не для хлюпиков места и не для робких,
Здесь всюду кружево проток, озёра всюду.
Кто хоть единожды смотрел с вершины сопки,
Тот может смело говорить, что видел чудо.
Я этой дивной красоте навеки предан,
Предпочитаю шум реки, чем скрежет стали.
Нет, никуда теперь уже я не уеду,
Теперь милей мне не найти таёжных далей.
2012
На первой рыбалке
Иду, природу слушаю.
Весну глазами ем.
Лишь так спасаю душу я
От стрессов и проблем.
Протока маломерная
То плачет, то гудит.
Пока рыбалка первая,
Но лето впереди.
Иду, дышу прохладою.
Какая красота!
Весною очень надо мне
Проверить те места,
Где в осень очень нежную
От скуки был спасён,
А озеро прибрежное
Платило карасём.
Рыбалка как отдушина –
Взял курс и не робей.
Лишь так спасаю душу я
От стрессов и людей.
2012 г. Григорий Шумейко – пожалуй, единственный человек в Свободном, кто может вполне обоснованно называть себя профессиональным поэтом. Он действительно научился хотя бы частично жить за счёт своих произведений, почти ежегодно выпуская с помощью спонсоров новые и новые сборники своих стихов. Регулярно появляются его стихи в различных литературных журналах, альманахах и на страницах главной свободненской городской газеты «Зейские огни».
В качестве спонсоров его книг всегда выступают местные предприниматели и администрация г. Свободного. Последнее выглядит несколько странным, учитывая, что большая часть стихов Г.Шумейко посвящена как раз очень резкой критике современных российских властей. Впрочем, возможно, местная власть не принимает эту критику на свой счёт, ведь основным виновником всех бед России Григорий Шумейко давно считает Москву. Здешних же руководителей он старается без нужды не задевать, а порой даже и фактически помогает им (возможно непреднамеренно) отбивать атаки конкурентов в предвыборной борьбе.
О нищих кандидатах
Как бы горожанам не пропасть,
В жутком беспределе не увязнуть.
Не ходите нищие во власть,
Власть – это витрина для соблазнов.
Ясно, что вам хочется успеть
До казенных денежек добраться.
Может, лучше что-то заиметь,
А потом и в мэры подаваться.
Вы же - кандидаты, не бомжи,
Не смешите город, Бога ради!
Застили глаза вам миражи,
Что у мэра – всюду в шоколаде.
2009 Неприятие нынешней российской власти сквозит в стихах Г.Шумейко уже много лет. Эту власть он считает глупой и продажной, обвиняет в воровстве и мздоимстве, ограблении населения и разорении страны. Такая позиция поэта во многом, видимо, связана и с материальным упадком его собственной семьи, с крахом надежд на то, что принятие страной западных свобод автоматически поднимет уровень жизни россиян на соответствующую высоту. Определённое ограничение демократии при Путине М.Шумейко посчитал попыткой узкой группы приближённых к президенту лиц создать себе ещё более удобные условия для ограбления народа и страны.
Впрочем, в этих своих взглядах Г.Шумейко далеко не одинок. Такого рода оценки политики Путина и его окружения стали господствовать в западных и, как следствие, украинских СМИ едва ли не сразу после его прихода к власти. Не исключено, что свои убеждения Григорий приобрёл именно там. В последние (домайданные) годы он неоднократно посещал Украину. Легко найти её СМИ и по интернету. Эта страна была и остаётся его родиной, там живёт вся его родня, там прошли его детство и юность, с нею связаны лучшие воспоминания его жизни.
Это так далеко
Помню шёпот печальных осин
И бескрайнюю высь поднебесья.
Сладкой горечью пахла полынь,
И звала в дали дальние песня.
Не забыть мне луга у реки
И рябины багряные гроздья,
Как горели во ржи васильки,
Как утрами вдруг таяли звёзды.
Я туда возвращаюсь лишь в снах,
Неустроенность жизни там прячу.
Не забыть, как колдунья Десна
По утрам зазывала рыбачить.
Ныне памяти так нелегко
Там пройтись, не прибегнув к злословью,
И хотя это так далеко,
В детство я возвращаюсь с любовью.
2010 г. Чисто украинское (в современном понимании) отношение к Москве - Московии, то есть к русскому централизованному государству, воспринимаемому исключительно как источник деспотизма, помноженного на всеобщую дикость и воровство, явно проглядывает в его стихах, посвящённых властям. Правда саму общественную систему Украины Григорий тоже оценивал крайне отрицательно. В то же время приложить к своей родине ту же мерку, которой мерит Россию, он не смог. Да и как ему было это сделать, если источником коррупции, морального разложения и деспотизма он считает только Москву?
Украина
Она порою снилась мне,
И вдруг, нежданно, ненароком
Я побывал в другой стране,
Такой и близкой и далёкой.
Я видел зимний шторм Днепра,
Дышал ветрами Приазовья.
Мирил «сегодня» и «вчера»,
И сострадал я ей с любовью.
Там не затменье, там – беда,
Там солнце яркое не светит,
Там у безумия – страда,
И непонятно, кто в ответе
За все чудачества, за боль.
За унижение разрухой.
Куда ни кинь, и всюду – ноль:
Ни обоняния. Ни слуха.
Мы из одних росли корней,
От братства нам так мало проку.
Я побывал в другой стране,
Такой мне близкой и далёкой.
2010 г. Не умея разобраться в бедах Украины, Григорий Шумейко, между тем, с лёгкостью взял на себя роль судьи и пророка для русских и России, считая, что как поэт, он имеет на это право. Но для того, чтобы правильно предсказать судьбу страны и народа или даже их ближайшее будущее мало быть поэтом. Даже Пушкин оказался не в состоянии это сделать. Впрочем, всех нас действительно сможет рассудить только время. Вот у него и спросим ответ. А вернее у его тени – истории.