В Индонезии во время демонстрационного полета разбился наш разрекламированный самолет «Супер Джет». Большой удар по престижу не только российского самолетостроения, но и для всей российской экономики.
Это первый пассажирский лайнер, созданный после развала страны и перехода в иную общественно-экономическую формацию. Мы, разумеется, возлагали на него большие надежды. Его серийное производство должно было показать миру, что российская экономика, наконец-то, возвращается к высоким технологиям. И вот катастрофа - обидно!
Конечно, это может быть случайность. Тем более что в авиации всякое бывает. Однако в последние годы наши случайности как-то все чаще начинают приобретать характер закономерностей. Мы одни из лидеров по количеству жертв на всех видах транспорта, гибнут люди под обломками обрушившихся некачественных строений, не редкость аварии в энергетике, апофеозом которых стала катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, да и в космической отрасли теряем былой авторитет. Так что – случайность это или закономерность?
После развала страны мы хотели очень быстро встать на новые рельсы. Предлагались программы и на 500 дней, и на два года, максимум - на три, но вот прошло два десятилетия, советская экономика успешно разрушена, но построить ничего пока не сумели. Правда, узкая прослойка приближенных к власти людей сумела неслыханно обогатиться за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов и выжимания соков из советского наследия. Но если природных ресурсов еще хватит на много лет, то ресурсы советского наследия иссякают. Отсюда катастрофы и аварии. Основные фонды требуют не только постоянного возобновления, но и модернизации, а те, кто ими (фондами) завладел в процессе грабительской приватизации, вкладывать средства в это не желают.
Желание у них одно – класть всю прибыль в собственный карман. Для этого в нашей стране созданы самые благоприятные условия. Для мошенников очень удобна парализованная правоохранительная система, а для законопослушных богачей – законы, которые позволяют беспрепятственно переправлять выжатые из советского наследия и эксплуатации бесправных рабочих средства на зарубежные счета. Этому способствует и неслыханный в цивилизованных странах подоходный налог, уравнявший миллиардеров с нищими рабочими. Надо быть идиотом, чтобы в таких условиях вкладывать средства в модернизацию из собственного кармана. Как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Поэтому государство берет на себя эту обузу – модернизацию. И вот тут на горизонте появляется менеджер или топ-менеджер – изобретение западной цивилизации. Это специалисты по зарабатыванию денег. На Западе им сначала дали слишком большую волю, и их аппетиты возросли до неимоверных размеров. Экономический и финансовый кризис 2008 года - это в немалой степени их заслуга. Теперь Запад спохватился и как-то пытается умерить их аппетиты. В России же, где воровство в крупных размерах не считается грехом, для топ-менеджеров полное раздолье. Причем в российских условиях их задача – не столько уметь зарабатывать деньги, сколько распоряжаться ими. Да и само зарабатывание денег тут носит несколько иной характер – это умение выпросить у государства субсидии и ловко отчитаться за их расходование. Естественно, немалая часть таких денег никак не может миновать карманы самих топ-менеджеров. Причем, надо учесть, что специалисты по добыванию денег редко бывают специалистами в какой-то реальной сфере деятельности.
У меня есть подозрение, что во главе проектирования «Супер Джета» стояли именно специалисты по добыванию денег. Если это действительно так, то не нужно удивляться тому, что эти самолеты будут разбиваться и в дальнейшем. Там, где во главе угла стоит топ-менеджер, реальных и качественных дел быть не может. Это утверждение, похоже, приобретает уже форму аксиомы. По крайней мере, в российских условиях.
Норма – это когда топ-менеджер зарабатывает, выпрашивает, добывает деньги, а распоряжается ими специалист того дела, для которого эти деньги предназначаются. Иначе никакой модернизации не видать нам, как своих ушей.
Анатолий Осипов