Вера Щербина: Большая часть бюджета просто проедается. В муниципальных образованиях нагрузка на зарплату выше 50 процентов!
О выездной коллегии министерства финансов Амурской области, которая должна была состояться в Свободном, я узнал буквально за час до ее начала. Времени оставалось, чтобы вернуться в редакцию, взять фотоаппарат и добраться до детской школы искусств, где и должно было состояться это важное мероприятие.
Честно говоря, я не был в восторге от этого задания. Нет для меня более унылого и скучного занятия, чем выслушивать отчеты финансистов. Тем более, что в наших условиях их бесконечная сухая цифирь, как правило, весьма далека от объективности и обычно обрисовывает не то, что есть на самом деле, а то, что выгодно для власть предержащих. Этот метод математического вранья берет свое начало еще со времен советской власти, когда экономика страны катилась в пропасть, а с трибун партийных съездов звучали цифры перевыполнения планов и новых достижений. И он (метод) успешно перекочевал из развитого социализма в тот капитализм, который мы видим сегодня воочию у себя. Так что выслушивать все это не было никакого желания.
Была, правда, надежда, что меня не пустят на это мероприятие. Но, как на грех, Сергея Юрьевича Федорова на входе не оказалось, и я беспрепятственно проник в зал. Пришлось смириться и занять место.
***
Заседание коллегии открыл мэр города Роберт Валентинович Каминский. Он поприветствовал присутствующих гостей и поздравил свободненцев с тем, что городу доверено проведение столь важного мероприятия. Затем слово взяла министр финансов Амурской области Вера Георгиевна Щербина. Как и ожидалось министр начала с достижений. Цифры впечатляли. За год расходы в области увеличились на 9 млрд. рублей, на 5 млрд. прирос консолидированный бюджет. Но самое главное - возросли налоговые доходы и составили 117 процентов по отношению к прошедшему году, в то время как по России эта цифра составила 109 процентов. Растет заработная плата и доходы населения. Столбики на диаграммах, которые демонстрировались на экране, были столь же убедительны, а главное – наглядны, так что никаких сомнений в благополучии Амурской области и амурчан не оставалось.
Я сделал несколько снимков и собрался было потихоньку удалиться, когда тон выступления Веры Георгиевны кардинальным образом переменился.
- Несмотря на то, что у муниципалитетов расходы увеличились на 7 млрд. рублей - сказала она, - на развитие практически ничего не остается. Большая часть бюджета просто проедается. Почти у всех главенствует иждивенческий подход. В муниципальных образованиях нагрузка на зарплату выше 50 процентов.
***
Она говорила о росте неэффективных расходов, об отсутствии порядка в ЖКХ, об оплачивании из бюджета одних и тех же услуг по нескольку раз, о том, что бюджетные услуги очень значительно разнятся по цене в соседних муниципалитетах, где условия ничем не отличаются. Также было отмечено, что, несмотря на увеличение бюджетных расходов, качество услуг, предоставляемых властью, не удовлетворяют граждан.
Далее речь зашла о программном бюджете, где цели и задачи должны быть конкретно определены по каждому пункту, причем непременным условием его является прозрачность и открытость не только для чиновников, но и для населения. Основная цель - увязать каждый рубль с конкретными результатами. С трибуны также прозвучало предупреждение, что 2013 год будет переходным для внедрения программного бюджета, а в 2014 это будет уже не право, а обязанность.
«Надо же, - думал я, - мы в нашей газете говорим о многом из этого уже несколько лет. Местные власти нас за это постоянно гнобят, а вот теперь и сами пришли к тому же. Назначили бы меня министром хоть какого-нибудь завалящего министерства, я бы заранее им все это предсказывал и показывал, куда идти. Глядишь, Амурская область и стала бы маяком для всех остальных».
«А так, что толку! - продолжал мысленно анализировать ситуацию я. – Никакой программный бюджет не заставит чиновников думать о его эффективном расходовании, если не будет налажен общественный контроль. В свою очередь, общественный контроль возможен только в том случае, если произойдет разделение ветвей власти. Законодатели перестанут безропотно штамповать повеления исполнительной власти; суд из ведомства по исполнению заказов чиновников и богатых снова вернется к основной функции по поддержанию духа справедливости в обществе; СМИ, наконец, осознает свою роль, и поймет, что безропотное воспевание показушных деяний власти есть позор журналистики. И главное, для того, чтобы общественный организм был жизнеспособным, необходима конкуренция. Конкуренция не только в бизнесе, но и среди ветвей власти, и даже между правоохранительными ведомствами».
***
Много чего еще можно было бы посоветовать нашей власти, но она и без того, похоже, все знает. Но вот менять ничего не хочет. А не хочет потому, что сложившаяся реальность позволяет её клевретам незаконно обогащаться и безнаказанно уходить от ответственности. А те половинчатые телодвижения, которые она предпринимает, чтобы успокоить общество, только загоняют болезнь вглубь.
Будет ли польза от введения программного бюджета? Вполне возможно, что какой-то эффект и обозначится. Но кардинально решить проблему неэффективного использования бюджетных средств эта мера вряд ли сможет. Это отчетливо видно хотя бы по нашему Свободному. Все знают, например, что асфальтирование улицы Октябрьской и некоторых других проведены с грубыми и явными нарушениями технологии с целью извлечения личной выгоды. По этому поводу, вроде бы, следственный комитет пытался возбудить уголовное дело. Но оно, как и многие другие, ушло в песок. Какие-то неведомые обществу силы загасили его, так что все вокруг, в том числе и прокуратура, помалкивают.
Какой нравственный урок должно извлечь общество из этого более чем прозрачного случая? Что воровать можно безнаказанно, если есть поддержка наверху?
Или бюджетные затраты на закупку топлива для ЖКХ. Юрий Филатов, в прошлом один из специалистов городского жилищно-коммунального хозяйства, с цифрами в руках и опираясь на законодательство доказал, что тарифы на тепловую энергию для жителей города значительно завышены, так что многие миллионы рублей на закупку излишков топлива уходят в чьи-то карманы. И ничего, все правоохранительные органы молчат, а суд, куда обратился Филатов, отказал ему в иске по каким-то формально-процедурным или регламентным причинам. Для адвоката у пенсионера Филатова нет денег.
Таких примеров только из нашей газеты можно почерпнуть массу. А вы говорите - программный бюджет! Поэтому я не стал дожидаться даже первого перерыва и незаметно удалился.
Сокол Максимов