В кругах наших аналитиков существует мнение, что симпатии русского народа всегда склоняются к наиболее жестоким своим правителям.
Так это или нет, пусть останется на совести аналитиков, но в том, что если бы Иосиф Сталин был живой, и сегодня состоялись бы выборы президента, нет никаких сомнений – немалая часть российского электората проголосовала бы за него. И дело даже не в том, что души таких избирателей проникнуты рабской психологией (в определенной степени это, может быть, и так), или причина в их плохой исторической памяти (что тоже вполне соответствует действительности), но главной движущей силой приверженности к диктатору является, без сомнения, жажда справедливости. Именно удовлетворение этой жажды во все времена у всех народов становилось главной составляющей успехов правителей и правительств. Александр Македонский, Чингиз-хан, Наполеон Бонапарт – все они ничего бы не смогли добиться, если бы люди, которых они вели за собой, не верили в их личную справедливость и справедливость их деяний.
Конечно, понятие о категории справедливости менялось в зависимости от времени, от степени цивилизованности общества, от идей, которые владеют обществом. Однако стремление к справедливости никогда не покидало души людей. Оно, это стремление, всегда остается с человеком, независимо от его нравственного и умственного развития. Видимо, такова природа человека, и тут ничего поделать невозможно.
Прочность сталинского режима как раз и объяснялась тем, что большая часть народа верила в справедливость репрессий, а репрессивный аппарат был лишь инструментом для внушения этой парадигмы. Сталин всегда дистанцировался от своего окружения и в народном мнении являлся вершителем справедливости в общегосударственных интересах, а не главарем шайки расхитителей государственной собственности. Никто в его окружении не был застрахован от репрессий, круговая порука была чревата самыми гибельными последствиями, а потому от карающего меча не было никаких укрытий вроде большой должности или покровительства в высоких сферах власти. Все перед этим карающим мечом были равны: и голодный ребенок, осужденный за колоски, и высокие чины вроде Ягоды, Ежова или Тухачевского, по поводу гибели которого нынешние правозащитники проливают столько слез. Однако они почему-то забывают, что Тухачевский был преступником по любым меркам. За одно только подавление Антоновского восстания ему можно предъявить обвинение в геноциде собственного народа, где он к тому же нарушил международную конвенцию, запрещающую применение отравляющих химических веществ. Так что, даже оставшиеся в живых антоновские мятежники после расправы с Тухачевским могли считать Сталина вершителем справедливости.
Мы сейчас не говорим - правильно это было или нет, а лишь констатируем, что чувство справедливости в народе хоть как-то в то время удовлетворялось.
Что же мы видим сейчас? Да, в материальном плане многие стали жить значительно лучше. В определенной степени даже пенсионеры. Почему же такая глубинная неудовлетворенность нынешними порядками в душах людей? Создается впечатление, что советники Владимира Владимировича Путина люди либо крайне тупые, либо совершенно обезумевшие от жажды наживы. Неужели они не понимают, что порядок, ими насаждаемый и укрепляемый, лишен стержня, без которого страна становится сборищем людей, где каждый сам по себе. И этот стержень - чувство справедливости в народе. Советники не понимают или не хотят понять, что это чувство - духовная сила, которая пробуждает волю народа к действию. Именно здесь – точка соприкосновения духовного и материального. А без этого страна обречена уйти в небытие. Так было и так будет. И пока все идет у нас по этому сценарию.
Убогая пропаганда подведомственных режиму СМИ рассчитана на примитивные умы и натуры. До сих пор этот расчет оправдывается. Однако духовная неудовлетворенность россиян даже в глубинке становится все очевиднее. Постепенно и они прозревают и начинают осознавать причину своего душевного дискомфорта. Что-то будет, когда их станет большинство!..
Анатолий Осипов