Вырвавшись два десятилетия назад из тоталитарной уравнительной ловушки, мы на всех парах устремились по апробированному на Западе пути рыночной дифференциации
, которая предполагала разбудить деловую активность народа и, как следствие, достижение высокого уровня его благосостояния. Действительность оказалась несколько отличной от ожиданий.
Все эти два десятилетия государственные СМИ и официальная статистика убеждали нас, что мы на правильном пути. Об этом свидетельствовали и рост ВВП, и увеличение золотовалютных запасов… Да и вообще, судя по официальным отчетам, деловая активность крепла, день ото дня улучшая наши экономические показатели. Правда, некоторые сомнения возникали по причине того, что, несмотря на благоприятную конъюнктуру и стремительно богатеющую страну, доходы большей части населения никак не могли достичь прожиточного минимума, и от разбухающего ВВП им доставались крохи. Но опять же - официальная пропаганда убеждала, что так оно и должно быть. Что рыночный механизм рано или поздно вынудит разбогатевшую верхушку делиться доходами с согражданами, усилиями которых создан фундамент, на котором и воздвигаются неслыханные состояния.
Но вот грянул мировой экономический кризис и отчетливо показал, что никакой рыночной экономики у нас нет и в помине. Вернее сказать, рыночный механизм срабатывает лишь наполовину - в части повышения цен. Что же касается их понижения, то тут наш рыночный механизм, как выяснилось, способен действовать только вхолостую. Он успешно демонстрировал свою дееспособность, пока цены на нефть возрастали. Здесь он работал настолько отлажено, что по ценам на нефтепродукты мы обогнали даже США, которые не являются нефтедобывающей страной. Но как только рыночному механизму потребовалось срабатывать в обратную сторону, его заело.
Конечно, тут нужно учитывать субъективный фактор. Наши перестроечные реформы и последующая законодательная база создали тип нувориша с совершенно неконтролируемыми аппетитами. Если на Западе разрыв между богатством и бедностью регулируется прогрессивным подоходным налогом, действенными налогами на недвижимость, эффективными антимонопольными законами, то в нашей Государственной думе на все эти меры имеется мощное лобби.
В результате у нас образовалась система, когда львиную долю общественного валового пирога присваивает себе тончайший слой так называемой элиты. Их доходы так невероятно велики, что они постепенно теряют чувство реальности. Им все мало!
В обывательском сознании существует мнение, что если человек имеет все, ему больше ничего не надо. В действительности - все с точностью до наоборот. Любой психолог с мало-мальски развитым воображением знает, что человеку, интересы которого замкнуты только на материальном, нужно тем больше, чем больше он имеет. Вчерашнее удовлетворение от прибыли очень быстро нивелируется в обыденность, и ему снова нужен раздражитель в виде еще большей прибыли. Они обречены увеличивать свое состояние до бесконечности.
Всмотритесь в их лица, они так часто высвечиваются на телеэкранах. Их редкие улыбки похожи на гримасы, а в глазах - тоска о несбывшемся! Вглядитесь в элитные тусовки - они тоже нередко мелькают на голубых экранах. И вы увидите, как натужно веселье их участников, какое недоумение мелькает подчас в глубине их глаз. Им непонятно – они имеют все, а чего-то не хватает! Чего? Им и невдомек, что самое главное в жизни за деньги не продается. Кое-какой опорой для них является зависть окружающих, но это зыбкая опора… И им ничего не остается, как соперничать друг с другом в излишествах…
Парадокс нашего общества в том, что видя все это, мы продолжаем за них голосовать. Почему? Неужели нас так одурачивает государственная пропаганда? Или таков наш менталитет с подоплекой рабской психологии?
В нашем Свободном, например, достаточно примера «Спецавтохозяйства», руководители которого тоже постепенно теряют чувство реальности. Ведь при таких ценах на уборку мусора город скоро превратится в мусорную свалку. И нет на них никакой управы.
Так думайте, за кого голосовать, граждане!
Анатолий Осипов