Почему в Свободном так часто возбуждаются уголовные дела по поводу злоупотреблений с топливом для городских котельных?
На прошедшем 6 сентября заседании Совета народных депутатов представитель нашей газеты по уважительной причине отсутствовал. А жаль! Судя по материалу Татьяны Волошиной «Зачем озеленять бездорожье?», сие заседание прошло с несвойственным нашим депутатам боевым настроем. Народные избранники распоясались до такой степени, что, наконец, не только признали, что в городе плохие дороги, но и впрямую обвинили в этом работников администрации, в частности отдел ЖКХ. Даже заместитель председателя горсовета Ирина Александровна Киевская, как пишет Татьяна Волошина, бросила камень в огород городских чиновников, заметив, что отдел ЖКХ несет ответственность за состояние всех дорог в городе, независимо от часов, финансов и контрактов. Боевой настрой до такой степени овладел депутатами, что они сподобились даже до самоуничижительных оценок своей работы. Как пишет автор: «Некоторые депутаты прямо заявили, что за такую работу им стыдно, и если депутатский корпус не может ничего изменить в ситуации, то пора его распустить – грош цена такой работе». Еще круче выступила Оксана Степанова – тут автор дает уже прямую речь:
- Нас действительно надо разогнать, - будто бы заявила она.
Браво, Оксана!
В чем причина такой невероятной отваги, трудно сказать. Возможно, отсутствовал Роберт Валентинович, который со своего парящего над аудиторией места орлиным взором мог бы приструнить особо ретивых выступающих. А может, какая-то природная аномалия так возбуждающе подействовала на умы депутатов. Или еще что….
Но, так или иначе, свободненские избиратели могут быть удовлетворены. Не прошло и трех лет, как их избранники наконец-то продемонстрировали, что и они иногда способны высказывать собственное мнение. Хорошо, если бы эта способность не покидала их в течение оставшегося до новых выборов года. К сожалению, пока чаще приходится сталкиваться с их привычным поведением.
***
В прошлый четверг, 13 сентября, прогуливаюсь по переулку Зеленому, и вдруг перед входом в небольшое двухэтажное здании вижу табличку, из которой явствует, что здесь располагается городской суд. Вот те на, думаю, здесь-то я еще ни разу не был! Дело в том, что почти весь прошедший год я проводил в суде времени едва ли не больше, чем в редакции. Но то было старое здание – оно сейчас на ремонте.
И охватило вдруг меня какое-то чувство, близкое к ностальгии – так захотелось окунуться в деловую обстановку судопроизводства, миновать охрану, которая кого попало не пустит на заседание народного суда, снова увидеть честные и неподкупные лики служителей Фемиды. Привыкаешь, знаете ли, к такой обстановке, засасывает….
Каково же было мое удивление, когда в коридоре я встретил нашего городского депутата Раису Андреевну Озерову. Разговорились. Оказывается, она собралась судиться со своим же Советом, который отверг ее депутатский запрос и исключил его из повестки дня. Суть же запроса заключалась в том, чтобы прояснить ситуацию с организацией теплоснабжения в городе Свободном, и получить информацию о вновь созданных предприятиях теплоснабжения с указанием учредителей и долей в них муниципальной собственности. Было что-то в этом запросе и о цене на уголь.
***
По словам Раисы Андреевны, на нее произвел большое впечатление рост фонда заработной платы в теплоснабжающих предприятиях нашего города – с 80 с небольшим миллионов до более чем 140 миллионов рублей. То есть, больше, чем в полтора раза! Почему такой рост? Котельных в городе не прибавилось, рабочим, судя по их постоянным жалобам, зарплату не добавили. Но кто-то же получит эти миллионы?
- Ну, кто получит эти миллионы нетрудно догадаться, как и в чью пользу будет решение суда – заявил я.
Она вопросительно посмотрела на меня.
- Видите ли, - продолжал я, - миллионы получают те, кто ими распоряжается - такие у нас порядки и законы. А чтобы предугадать решение нашего суда, не нужно глубоко вникать в суть дела или быть экстрасенсом. Достаточно знать, кто с кем судится. В данном случае, ваше дело, Раиса Андреевна, тухлое. Пусть все законы будут на вашей стороне, но оппозиция ни при каких условиях не может в нынешнем суде выиграть дело против действующей власти. Более того, вы затронули вопрос цены на уголь. Неужели вы не понимаете, что в нашем городе это запретная тема? Вопрос этот в Свободном приобрел даже какой-то мистический характер. А сколько людей прокололось на угольной теме! Естественно, депутаты боятся даже обсуждать ее, а суд непременно откажет вам в вашем иске.
- Что значит – прокололись? – с долей возмущения произнесла Раиса Андреевна. – Тема теплоснабжения чрезвычайно важна для населения, она составляет большую часть тарифов ЖКХ. А стоимость угля в этой составляющей занимает львиную долю. Так что Совет обязан рассмотреть этот вопрос, тем более по закону депутатский запрос обязаны включить в повестку дня.
***
Тут участников процесса пригласили в зал заседаний. Я тоже решил поприсутствовать, хотя, как и говорил, прекрасно знал, чем все это закончится. Так и вышло. Заседание оказалось скоротечным. Судья дала возможность поупражняться в красноречии участникам процесса, где интересы Совета защищал их штатный юрист. Меня их доводы, честно говоря, не интересовали и, как мне показалось, судью тоже. Я-то по собственному опыту знал, что Раиса Андреевна может приводить хоть сотню законов в подтверждение своей правоты – этого все равно окажется недостаточно. Нынешний российский суд, как мне кажется, законами убедить невозможно – нужны какие-то другие доводы.
- Ну что, я был прав? – уже в коридоре спросил я Раису Андреевну.
- Да я, собственно, и сама была уверена, что результат будет таков,- ответила она. – Но что вы имели в виду, когда говорили, что на угольной теме многие, по вашей терминологии, прокололись? Я-то уверена, что на закупку топлива город тратит несоразмерно большие деньги. Причем, уголь приобретает по завышенной цене.
***
- Прокололись, значит – «пострадали», «ошиблись», - объяснил я. – И первым, видимо, прокололся, следственный комитет, когда обвинил Роберта Валентиновича в закупке угля по завышенной цене. Помните, как тогда писали в областных СМИ? - Я достал из кейса по случаю оказавшуюся там подборку материалов на эту тему и зачитал: - «В апреле 2008 года стало известно, что в отношении Каминского возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). По данным следствия, в период с сентября 2006 года по март 2007 года администрацией Свободного был закуплен уголь. В документах о сделке он был обозначен как другое, более дорогое топливо, соответственно, и сумма на его покупку была выделена большая, чем требовалась на самом деле. Таким образом, как считают следователи, бюджету был нанесен ущерб в шесть миллионов рублей». Что же, вы считаете, что эти махинации продолжаются?
- Я подозреваю, и депутатский запрос должен был подтвердить или развеять эти подозрения, - с некоторым вызовом ответила она.
- Но вы же прекрасно знаете, что ничего этот запрос не развеял бы, – я продолжал гнуть свою линию. – Вам бы навешали лапшу на уши, что уголь - самого высокого качества, что они, якобы, проверяют его качество в лаборатории, а потом еще и отсылают образцы в областной центр. Об этом мне рассказал один журналист лояльных к власти СМИ. На самом деле, как сообщали нам работники котельной, никакой лаборатории у них нет. Так что все это, видимо, сказки. Да если вы и обнаружите какой-то криминал, что это изменит? Тоже, наверное, помните историю с мошеннической МКС, куда Роберт Валентинович впулил почти 40 миллионов рублей? Миллионы эти умыкнули, уголовное дело было возбуждено, но ваш Совет тогда принял решение, что эта операция не нанесла ущерб городу. И аргументация была прелюбопытнейшая. Помните, как это объяснял на заседании Совета Роберт Валентинович? Мол, городской бюджет послужил лишь передаточной станцией – деньги были перечислены из областного бюджета с условием, чтобы мы их переправили в МКС. То есть, налицо преступная схема кражи миллионных сумм из бюджета. Но такое объяснение, видимо, вполне устроило и следственный комитет, и областную администрацию губернатора Колесова, и наш городской Совет. Однако для налогоплательщика какая разница, из какого уровня бюджета воруют деньги – это ведь деньги все равно из нашего кармана! Или Свободный уже сам по себе – вышел из состава России? У нас же все засекречено - жители могут однажды проснуться, а им объявят, что они теперь китайцы или японцы. Вот и в вашем случае Совет, собственно, засекретил информацию по теплоснабжению. Особенно, видно, кому-то не хочется снова муссировать вопрос о закупке угля для котельных.
***
На этом монологе мы с Раисой Андреевной расстались. Но я задумался. Почему такая секретность в этом вопросе? Совет, понятно, действует так не по собственной инициативе, и ясно, откуда ветер дует. То, что количество теплоснабжающих организаций увеличилось с двух до почти десятка, ни для кого не секрет, и сделано это, разумеется, не в интересах жителей города. Но главное все же, видимо, в угле. Недаром большинство скандалов связано с этим вопросом. Да и на страницах нашей газеты было немало публикаций на эту тему.
Я вспомнил материалы Юрия Филатова, специалиста по ЖКХ, который с цифрами в руках не раз доказывал, что тарифы по теплоснабжению в Свободном завышены. Однажды даже суд принял его сторону. Но это было еще до того, как власть в городе стала жестко единоличной. И последний раз суд уже отказал ему в иске по какому-то смехотворному поводу, хотя доказательства основывались на четырех правилах арифметики и были понятны даже ученикам начальной школы. Мы опубликовали эти доказательства, но правоохранительные органы никак не отреагировали. Но тут ничего удивительного нет – наша власть едина! Филатов тогда сказал мне, что все эти уголовные дела вокруг хищений топлива имеют под собой основания и стали возможны только потому, что тарифы завышены, и топлива закупается больше, чем необходимо. А излишки расхищаются. Но, как мне кажется, причина не только в этом. Кое-кто наживается еще и на разнице закупочной цены на уголь. Собственно, по этому поводу и было возбуждено уголовное дело в отношении Роберта Валентиновича в 2008 году. Неужели все эти махинации продолжают иметь место?
И я решил самолично убедиться, какой уголь заготовлен на нынешнюю зиму. О достаточном количестве и его высоком качестве уже не раз высказывались корреспонденты муниципальных СМИ.
***
Как и следовало ожидать, на территорию центральной котельной охрана меня не пустила – потребовала каких-то согласований с руководством. Но руководство меня не интересовало, и я решил пойти в обход.
С тыльной стороны вход на территорию котельной оказался свободный, даже ничем не огороженный. Какой-то мужик набирал из заготовленного бурта уголь в мешок – видно, для домашних нужд.
- Что, никто не гоняет за это? – спросил я его.
- А чего за такой уголь гонять, - нахально ответил он, бросив на меня настороженный взгляд.
- Плохое качество, что ли?
- А сам разве не видишь!
Да, качество угля, даже на мой непросвещенный взгляд, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Снимок, который мы публикуем, лишь в очень незначительной степени передает это безобразие. Огромное количество какой-то посторонней породы и пыли делают это топливо, видимо, нелегким испытанием для котлов отопления. Да и для людей, обслуживающих эти котлы. Кстати, в прошлый отопительный сезон, когда под Новый год случилась какая-то авария на этой котельной, в которой обвинили кочегаров, к нам неоднократно поступали сведения, что виновны не они, а качество угля. Что ж, теперь приходится верить, что это могло быть действительно так.
P.S. Мы, конечно, никого не обвиняем, и ни на чем не настаиваем. А то нас еще обвинят в клевете – спасибо депутатам Госдумы,так своевременно принявшим новый закон. Однако нашим правоохранительным органам следовало бы поинтересоваться, по какой цене закуплен этот уголь. За какой сорт этого безобразия заплачено из наших с вами карманов? Ведь дурят не только нас, но и вас, уважаемые правоохранители и депутаты. Во всяком случае, вашим детям и внукам еще жить на этой земле.
Сокол Максимов