Представитель правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский недавно обронил настолько любопытное замечание
, что «АиФ» удостоил его чести опубликовать. Вот как это звучало: «Если бы элита всегда поступала так, как хочет общество, мы бы до сих пор сидели на деревьях».
Остроумно, конечно, сказано, но уж больно неточно. Прежде всего, возникает вопрос: причисляет ли Барщевский себя к элите? А если причисляет, то кто сидел бы на деревьях – элита или все общество?
В данном случае речь идет об идее запретить госслужащим владеть собственностью и активами за рубежом. Понятно, что господин Барщевский относит к элите людей богатых и только богатых, поскольку бедным держать за рубежом свою собственность нет необходимости.
В принципе, данной точки зрения придерживаются многие богатые, так как испокон веку считали себя солью земли. Но вот о том, что они, якобы, всегда способствовали общественному прогрессу, можно поспорить. Не секрет, что богатые всегда горячо отстаивали свои привилегии, и только по требованию широких народных масс соглашались на прогрессивные изменения. Иначе никакого социального прогресса просто не было бы, и мы бы застряли где-нибудь в первобытно-общинной или рабовладельческой формации. Человек, мало-мальски знакомый с историей нашей цивилизации, прекрасно это знает. Разумеется, мы не сомневаемся, что и господин Барщевский осведомлен об этом, но, видимо, тоже имеет активы в заморских странах, поэтому и кривит душой.
После развала СССР и краха развитого социализма кое-кто в мире посчитал, что пришел конец и коммунистической идеологии. Казалось бы, рыночная экономика полностью доказала свое превосходство и капитализм, якобы, и есть тот социальный строй, куда человечество стремилось, спустившись с деревьев. И будто это и есть конечный пункт социального устройства общества. Однако события последних десятилетий убедительно показывают, что это далеко не так. Напротив, все очевиднее становится факт, что общество потребления исчерпало свои возможности и пришло в тупик. Собственно, и без этого можно было догадаться, что потребление не может развиваться бесконечно, что материальные ресурсы ограничены, да и человек по самой своей сути не может удовлетвориться лишь материальными потребностями. Иначе, зачем бы он был нужен Природе! Правда, элита по Барщевскому вполне может бесконечно существовать в обществе потребления и быть относительно счастливой, поскольку только у них аппетиты к материальному не имеют ограничений.
К сожалению, Природа уже начинает протестовать против потребительского к себе отношения. И если раньше этот протест был неощутим, то бурное развитие производительных сил последнего столетия сделало его вполне даже осязаемым. То ли еще будет!
В свою очередь элита по Барщевскому начинает кое-какие телодвижения для спасения среды обитания. Но только для избранных. Глухие слухи о «золотом миллиарде», попытки зомбировать население с помощью телевидения и реформ образования типа ЕГЭ, выход на рынок геномодифицированных продуктов, какие-то еще неизвестные нам меры вполне могут освободить среду обитания нашей планеты от лишних нахлебников. Однако и это вряд ли принесет счастье оставшимся.
Суетливая возня вокруг завоевания материальных благ, начиная от времен Адама и Евы, как это ни странно, никому не приносила счастья – ни победителям, ни проигравшим. Ведь даже те, кто взошел на вершину богатства и власти, чаще всего уходят из этого мира разочарованными. История пестрит такими примерами. К тому же путь к богатству чаще всего лежит через самые низменные движения человеческой души. И, видимо, для человечества пришло время искать стимулы счастья не в удовлетворении алчности, а в каких-то иных областях человеческой натуры.
Так что, элиту по Барщевскому вряд ли можно причислить к движителям прогресса. Скорее они тормоз, который обществу приходится преодолевать, чтобы сдвинуться с мертвой точки их привилегий по ограблению страны. И если не сделать этого, то и впрямь можно вновь оказаться на деревьях!
Анатолий Осипов