ЧТО Ж ЭТО ЗА ЭЛИТА ПО БАРЩЕВСКОМУ?

11 октября 2012 - Администратор
article647.jpg

Представитель правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский недавно обронил настолько любопытное замечание  

, что «АиФ» удостоил его чести опубликовать. Вот как это звучало: «Если бы элита всегда поступала так, как хочет общество, мы бы до сих пор сидели на деревьях».
Остроумно, конечно, сказано, но уж больно неточно. Прежде всего, возникает вопрос: причисляет ли Барщевский себя к элите? А если причисляет, то кто сидел бы на деревьях – элита или все общество?
В данном случае речь идет об идее запретить госслужащим владеть собственностью и активами за рубежом. Понятно, что господин Барщевский относит к элите людей богатых и только богатых, поскольку бедным держать за рубежом свою собственность нет необходимости.
В принципе, данной точки зрения придерживаются многие богатые, так как испокон веку считали себя солью земли. Но вот о том, что они, якобы, всегда способствовали общественному прогрессу, можно поспорить. Не секрет, что богатые всегда горячо отстаивали свои привилегии, и только по требованию широких народных масс соглашались на прогрессивные изменения. Иначе никакого социального прогресса просто не было бы, и мы бы застряли где-нибудь в первобытно-общинной или рабовладельческой формации. Человек, мало-мальски знакомый с историей нашей цивилизации, прекрасно это знает. Разумеется, мы не сомневаемся, что и господин Барщевский осведомлен об этом, но, видимо, тоже имеет активы в заморских странах, поэтому и кривит душой.
После развала СССР и краха развитого социализма кое-кто в мире посчитал, что пришел конец и коммунистической идеологии. Казалось бы, рыночная экономика полностью доказала свое превосходство и капитализм, якобы, и есть тот социальный строй, куда человечество стремилось, спустившись с деревьев. И будто это и есть конечный пункт социального устройства общества. Однако события последних десятилетий убедительно показывают, что это далеко не так. Напротив, все очевиднее становится факт, что общество потребления исчерпало свои возможности и пришло в тупик. Собственно, и без этого можно было догадаться, что потребление не может развиваться бесконечно, что материальные ресурсы ограничены, да и человек по самой своей сути не может удовлетвориться лишь материальными потребностями. Иначе, зачем бы он был нужен Природе! Правда, элита по Барщевскому вполне может бесконечно существовать в обществе потребления и быть относительно счастливой, поскольку только у них аппетиты к материальному не имеют ограничений.
К сожалению, Природа уже начинает протестовать против потребительского к себе отношения. И если раньше этот протест был неощутим, то бурное развитие производительных сил последнего столетия сделало его вполне даже осязаемым. То ли еще будет!
В свою очередь элита по Барщевскому начинает кое-какие телодвижения для спасения среды обитания. Но только для избранных. Глухие слухи о «золотом миллиарде», попытки зомбировать население с помощью телевидения и реформ образования типа ЕГЭ, выход на рынок геномодифицированных продуктов, какие-то еще неизвестные нам меры вполне могут освободить среду обитания нашей планеты от лишних нахлебников. Однако и это вряд ли принесет счастье оставшимся.
Суетливая возня вокруг завоевания материальных благ, начиная от времен Адама и Евы, как это ни странно, никому не приносила счастья – ни победителям, ни проигравшим. Ведь даже те, кто взошел на вершину богатства и власти, чаще всего уходят из этого мира разочарованными. История пестрит такими примерами. К тому же путь к богатству чаще всего лежит через самые низменные движения человеческой души. И, видимо, для человечества пришло время искать стимулы счастья не в удовлетворении алчности, а в каких-то иных областях человеческой натуры. 
Так что, элиту по Барщевскому вряд ли можно причислить к движителям прогресса. Скорее они тормоз, который обществу приходится преодолевать, чтобы сдвинуться с мертвой точки их привилегий по ограблению страны. И если не сделать этого, то и впрямь можно вновь оказаться на деревьях!

Анатолий Осипов  

Комментарии (20)
Дмитрий Свободненский # 11 октября 2012 в 12:17 0
я так думаю правильней должно быть мирное и конструктивное взаимодействие власти и народа и в этой паре не должно быть монополиста власти. А слово "элита" для меня вообще не понятно... то ли элита это богатые люди, то ли это имеющие власть это элита (по логике власть сильнее). А с другой стороны во власть сейчас берут только по принципу преданности и подлости... чем больше этого - тем лучше для системы.
0 # 11 октября 2012 в 17:58 0
К характеристике современной российской "элиты".
http://www.gazeta.ru/financial/2012/10/10/4807489.shtml:
Россия оказалась среди мировых лидеров по неравенству распределения доходов населения, свидетельствует исследование банка Credit Suisse. «Исключая небольшие страны Карибского бассейна, в России самая сильная дифференциация в распределении доходов, — сказано в обзоре Global Wealth Report, опубликованным банком. — Если в мире в среднем один миллиардер приходится на $194 млрд совокупного объема богатства, то в России миллиардер приходится на каждые $15 млрд».
По всему миру миллиардеры контролируют менее 2% совокупного объема мирового богатства, тогда как в России на людей с миллиардным состоянием приходится 30% движимых активов.
«Во время переходного периода были надежды, что Россия станет высокодифференцированной экономикой с высокими доходами населения, а также сохранит высокий уровень социальной защиты, унаследованный от эпохи Советского Союза. То, что произошло, можно назвать пародией на эти надежды», — пишут экономисты Credit Suisse.
Редакция газеты СГ+ # 12 октября 2012 в 13:50 +3
Тем более интересно, что среди нашей так называемой элиты нет ни представителей дворянства, ни потомственной интеллигенции. Что очень заметно по их физиономиям. Что называется, "вышли мы все из народа". А многие из этой "элиты" в детстве, как говорится, слаще редьки ничего не ели.
Pinochet # 14 октября 2012 в 12:03 0
Согласен. Это ПЯТЬ за наблюдательность!
0 # 13 октября 2012 в 16:33 +1
Когда Барщевский говорит об элите, к которой, по всей вероятности он относит себя, нужно помнить две вещи. Термин элита в известной мере является самоназванием: его любят использовать группы людей, которые по той или иной причине причисляют себя к этому слою населения. Это тешит их самолюбие. Но главное заключается в том, что любой господствующий класс идеологически оправдывает и обосновывает свое господство.
0 # 13 октября 2012 в 16:48 +1
Термин "Элита" ведет свое происхождение от латинского eligere —выбирать; в современной литературе получил широкое хождение от французского elite — лучший, отборный, избранный. До сих пор среди ученых, социологов и политологов, ведутся горячие споры о смысле этого термина и его применении.
Можно выделить два основных подхода:
Аксиологический (ценностный) подход базируется на исходном смысле понятия «элита» (то есть «лучшее»). Подразумевается, что входящие в элиту индивидуумы обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного социума.
Альтиметрический подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания индивидуумами реальной властью и влиянием. Без жёсткой привязки к их интеллекту и морально-этическим качествам.
Ценностный подход используется для оценки деятелей науки и культуры. Для оценки политиков преобладает альтиметрический подход к трактовке термина «элита». Возникает вопрос: можно ли применять термин "элита" по отношению к власть предержащим, среди которых слишком часто оказываются наиболее изворотливые, честолюбивые люди, готовые ради своего властолюбия к любым, самым беспринципным компромиссам.
Дискуссии об элите, о смене элит, об их качестве, о самом термине "элита" применительно к политическому руководству России, о том, является ли постсоветская элита сложившимся социальным слоем, или же она находится в начале своего формирования, широко развернулась в нашей стране в 90-е годы. Так, известный российский социолог Ж.Т. Тощенко решительно возражает против того, чтобы нынешних правителей России называли элитой. И в аргументах, подкрепляющих эту позицию, нет недостатка. Как можно называть элитой в ее истинном значении людей, чье правление привело к драматическому ухудшению жизни населения, к сокращении его численности? Тогда, может быть, это — образцы морали? Увы, это — одна из наиболее коррумпированных групп российского общества, члены которой думают более о собственном обогащении, чем о благосостоянии народа. В этом — главная причина отчуждения, существующего между народом и элитой.

Свое "вхождение во власть" эти люди достаточно трезво рассматривают как временное и соответственно действуют как временщики, озабоченные прежде всего быстрым личным обогащением. Побыв во власти и выпав из нее, они оказываются обычно весьма богатыми людьми, крупными акционерами банков и корпораций, владельцами солидной недвижимости. Значительная часть их — бывшие партийные и комсомольские номенклатурщики, как правило, второго и третьего эшелонов, сумевшие использовать конъюнктуру, с легкостью поменявшие свои убеждения, часто это бывшие теневики, ныне легализовавшие себя, порой это люди с уголовным прошлым. Причем этим людям очень нравится, когда их называют "элитой". Это щекочет их самолюбие.
По материалам статьи Геннадия Константиновича Ашина, основоположника научной элитологии в России, профессора кафедры философии MГИMO, доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ.
http://www.elitarium.ru/2004/08/05/page,1,jelita_istorija_termina.html
Pinochet # 13 октября 2012 в 20:40 0
Свое "вхождение во власть" эти люди достаточно трезво рассматривают как временное и соответственно действуют как временщики, озабоченные прежде всего быстрым личным обогащением. Побыв во власти и выпав из нее, они оказываются обычно весьма богатыми людьми, крупными акционерами банков и корпораций, владельцами солидной недвижимости. Значительная часть их — бывшие партийные и комсомольские номенклатурщики, как правило, второго и третьего эшелонов, сумевшие использовать конъюнктуру, с легкостью поменявшие свои убеждения, часто это бывшие теневики, ныне легализовавшие себя, порой это люди с уголовным прошлым. Причем этим людям очень нравится, когда их называют "элитой". Это щекочет их самолюбие.

Это ли не аргумент в пользу монархии по Основным Законам Российской Империи?
Редакция газеты СГ+ # 13 октября 2012 в 22:51 0
Даже не знаю... Если конституционная монархия - это еще куда ни шло, но абсолютная - это кошмар! А ведь если посмотреть на лица членов царской семьи, Гондатти,дореволюционной и послереволюционной (недобитой) интеллигенции, и сравнить их с рожами сегодняшних чиновников и министров... Весьма поучительное зрелище! Я еще об напишу напишу.
Pinochet # 13 октября 2012 в 23:34 0
В России никогда не было абсолютной монархии. Было Самодержавие. Царь всегда был ограничен в своих действиях Законом Божьим, моральными нормами, неписанными традициями, общественным мнением.
0 # 13 октября 2012 в 23:16 0
Pinochet:
Это ли не аргумент в пользу монархии по Основным Законам Российской Империи?
А как вы себе представляете возрождение монархии в современной России?
Редакция газеты СГ+ # 13 октября 2012 в 23:47 0
Ага, царь Владимир I. Уже почти возродилась.
Pinochet # 13 октября 2012 в 23:52 0
Неее. Он не захочет. Он же читал, что Гришка Отрепьев и Емелька Пугачёв плохо кончили.
Pinochet # 13 октября 2012 в 23:50 0
Я вижу два сценария развития событий.

1. (Наиболее вероятный) Когда путинизм окончательно приведёт страну к краху (политическому, гуманитарному, социальному, экономическому) из всех щелей полезет всякая левая, лево-либеральная, красная публика и начнёт устраивать свои порядки и растаскивать всё, что осталось. Начнётся резня. Будут резать, как в 17-году прошлого столетия. Такая будет неслабая гражданская война. Затем, если от страны что-то останется, придёт национально-ориентированная власть. Будет национальная диктатура. Потом Земский Собор, призвание царя.
2. (Менее вероятный, но более желательный для любого обывателя). Всякие реформы и "реформы" приведут к неслабому столкновению интересов наверху, потом кто-нибудь решит совершить какой-нибудь военный переворот. Ну, или череда переворотов... Затем будет национальная диктатура. Потом Земский Собор, призвание царя.
В любом случае всё начнётся без нашего участия. Проснёмся однажды утром, включим ТВ, а там такое... А там как повезёт...
Редакция газеты СГ+ # 14 октября 2012 в 08:00 0
Да, самое неблагодарное дело в России - предсказывать будущее. Но гражданская война - это ужасно, самое страшное, что может быть. Однако нахожу маловероятным, чтобы дело дошло до призвания царя.
Администратор # 14 октября 2012 в 09:26 0
"растаскивать всё, что осталось" :)))) ну рассмешил, уже ничего не осталось, всё так или иначе в частных руках.
Редакция газеты СГ+ # 14 октября 2012 в 09:57 0
Так в случае краха, который предсказывает Пиночет, частных рук уже, боюсь, не останется.
Администратор # 14 октября 2012 в 10:04 0
ну если он имел ввиду послевоенные события, тогда да.
Pinochet # 14 октября 2012 в 11:47 0
Сколько за меня напридумывали. Я сказал то, что сказал. Будет передел собственности оставшейся. Будут реквизиции и национализации в левацком стиле. Ну будет ещё череда конфликтов на национальной и религиозной почве. А потом уже война... Вот то, что я сказал. И судя даже по тем немногим комментариям здесь, похоже к сожалению, я прав... scratch sad
0 # 14 октября 2012 в 12:13 0
Pinochet:
Я вижу два сценария развития событий.
И оба из области ненаучной фантастики.
Pinochet # 14 октября 2012 в 12:16 0
Время покажет. Не вижу смысла диспутах.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1