Уже пятый год я пишу эти короткие эссе с философским уклоном в надежде вместе с нашими читателями хоть как-то разобраться в вопросе - что же такое демократия?
За это время я рассматривал данный вопрос с различных точек зрения, поворачивая его и так и сяк. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров – взаимопонимания даже со своими сторонниками, а тем более оппонентами, чаще всего находить не удавалось. Меня упрекали и упрекают в непоследовательности и противоречивости моих взглядов и убеждений. Как можно, мол - говоришь о приверженности коммунистическим идеалам и тут же начинаешь критиковать Сталина.
В очередной раз хочу заметить, что, по моему глубокому убеждению, взгляды мыслящего человека изменяются всю его жизнь, хочет он того или нет. Другое дело, насколько он искренен в своих поступках и высказываниях. Бывают, правда, люди, которые всю свою сознательную жизнь руководствуются взглядами, полученными в детстве и юности. В какой-то степени это, может быть, и неплохо, если эти взгляды касаются моральных ценностей, взятых из копилки Вечной Этики. И другое, когда эти взгляды получены, например, из кодекса криминальных понятий. Хотя в наше время криминальный кодекс намного честнее и благороднее чиновничьей неписаной морали.
Так вот, насколько я помню, всю свою сознательную жизнь мои политические убеждения постоянно менялись. В школе я был примерным октябренком, потом хулиганистым пионером, затем правоверным комсомольцем – до того правоверным, что спорил с бабушкой 1895 года рождения о жизни бедняков при царизме. Только во взрослом состоянии мне удалось избавиться от привычки тоталитарного воспитания спорить о том, чего не знаешь, основываясь лишь на вдолбленных в голову идеологических догмах.
В институте я уже не был правоверным комсомольцем, хотя и оставался секретарем комсомольской организации факультета. А проработав год после окончания института на одном из лучших предприятий СССР – авиационном заводе имени В.П. Чкалова в Новосибирске – я стал убежденным антикоммунистом. И в октябре 1993 года в Москве вполне сознательно и активно принимал участие в подавлении ГКЧП.
Однако по воле обстоятельств, скитаясь в течение полутора десятков лет по необъятным просторам России и вплотную наблюдая деформации политической системы страны, я снова вернулся к коммунистическим убеждениям. Но, разумеется, без Сталина. Более того, я пришел к выводу, что сталинизм как раз и нанес самый убийственный удар мировой коммунистической идее. Но она все же осталась жива и постепенно восстанавливает свои силы.
Так что, как видите, я был всегда последователен в своих убеждениях. В том же, что они менялись с течением времени, виновата жизнь и только жизнь, которая, как это ни странно, тоже подвержена изменениям. Такова ее особенность, видите ли! Как можно было остаться с теми же тоталитарными убеждениями, если жизнь еще в ранней юности подбросила мне возможность прочитать повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»? Не отреагировать на этот глоток чистого воздуха в той затхлой атмосфере лицемерия было невозможно.
Вы говорите, что в нынешней жизни лжи и лицемерия еще больше. Согласен. Но откуда она взялась, эта тотальная ложь? Не на пустом же месте она выросла. Вы считаете, что только с приходом новой власти, откуда-то выползли на белый свет те воры и хапуги, которые сосут сегодня кровь из страны и народа. А я вот считаю по-другому. По моему мнению, советская власть их и воспитала, как, впрочем, и тех, кто отдал им эту власть.
Взгляните вокруг – что наш народ? Одни, как вы говорите, вылезли на белый свет и хапают, что только возможно, а другие, напротив, спрятались в свои норы и терпеливо и молчаливо ждут кого-то вроде Сталина, который придет и наведет порядок, и добьется для них справедливости. Этот тип человека тоже воспитала советская власть. Главное – не высовываться! Помните премудрого пескаря у Салтыкова-Щедрина?
Наблюдая всю эту демократию по-российски, становится немного грустно. Борьба за сытость и потребление! И нет тут ни победителей, ни побежденных – одна возня у кормушки. Жаль лишь страну…
Анатолий Осипов