Посёлок от бывшей Зейской сплавной конторы, как определила его местная жительница Валентина Георгиевна Мелихова, расположен на высоком берегу Зеи
и потому, в отличие от Суражевки, никогда не страдал от затоплений при буйных наводнениях прошлого века, когда ещё не было Зейской ГЭС.
- Ну так что ж, что наводнение, - убеждённо говорит Валентина Георгиевна, - разве это бедствие! Тогда вода уходила, и всё возвращалось на круги своя. Тем, кого затапливало, помогали – где власть, а где всем миром. Была работа, люди жили не только сегодняшним днем, воспитывали детей, думали о будущем. Никакие наводнения не могли уничтожить нашу сплавную контору, а новая власть пришла и не оставила от неё камня на камне! Вот где стихийное бедствие-то!..
Спасибо, Лариса Дмитриевна!
Такое вот получилось начало нашего расследования по жалобе одного из жителей этого посёлка. Суть жалобы заключалась в том, что на местной водокачке часто стали отключать подачу электроэнергии. По объяснениям работников городской администрации, это происходит по причине задолженности «Водоканала» при расчётах с энергетиками.
То, что «Водоканал» действительно в долгах, не вызывало сомнений. Об этом нетрудно было узнать, посетив очередное заседание Совета народных депутатов, где начальник городского ЕРКЦ Лариса Горбачёва каждый отчет начинает с торжественного сообщения о задолженностях всех перед всеми – населения перед ЖКХ, ЖКХ перед энергетиками, энергетиков перед налогоплательщиками, налогоплательщиков перед налоговой службой, налоговой службы перед….
Впрочем, я что-то зарапортовался. Каждый раз, когда Лариса Дмитриевна начинает говорить о задолженностях, у меня голова идет кругом, и я слышу только торжество в её голосе. Поэтому, может быть, где-то и ошибаюсь. Единственно, в чём уверен – это то, что она никогда не упоминает о моей задолженности перед Главой города и его ближайшим сподвижником Андреем Суриным, в пользу которых по решению суда у меня вычитают половину пенсии. И не бередит тем самым мне душу. Спасибо, Лариса Дмитриевна!
Мы все им должны
Но я, кажется, отвлёкся от темы. Так вот, сомневаться в том, что «Водоканал» задолжал энергетикам, нет никаких оснований. Энергетикам все должны – такая у них профессия. Вернее даже сказать, не у энергетиков, а их руководящей верхушки. Чем они выше, тем больше им все должны. «АиФ»№42, например, в статье «Конец света?» пишет, что миллионы россиян оказались бесправными перед энергетиками. Там же сообщается, что годовой доход топ-менеджеров от энергетики составляет от 65,9 до 16,6 млн. рублей. Это не считая дивидендов от акций. Что же касается доходов самих хозяев энергетического хозяйства, то тут воображение обывателя неспособно даже вообразить такие суммы. Поэтому мы все, а не только «Водоканал», им должны! Удивляться нечему.
Причина в другом
Однако в данном случае удивлению всё же есть место. Дело в том, что вода на поселковой водокачке самого высокого качества и продается по талонам. Люди приезжают за этой водой со всего города. И если уж кто должен энергетикам, то меньше всех данная водокачка. А между тем вода, которой снабжается большая часть населения города и качество которой давно вызывает негодование жителей, качается из всех возможных источников, и электроэнергия нигде почему-то не отключается. Создаётся впечатление, что чем хуже по качеству вода, тем бесперебойнее и охотнее для нее подается энергия.
Но это, конечно, не так. На самом деле, похоже, причина в другом. В посёлке уже давно муссируются слухи о приватизации этой водокачки. То есть продаже её в частные руки. Об этом говорили все, с кем нам приходилось переброситься словом в этот день. Однако ничего конкретного, просто слухи.
Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Тем более что точно такой же случай наша газета уже описывала года два назад. Тогда в Дубовке развернулась борьба за скважину, из которой обеспечивалось водоснабжение посёлка. Беда заключалась в том, что вода из этой скважины была тоже очень высокого качества. И скважину, естественно, также кому-то (известно кому) захотелось приватизировать. Сегодня, по нашим сведениям, свободненцы могут свободно покупать эту воду под названием «Алексеевская». Как изменилось водоснабжение жителей Дубовки, мы постараемся рассказать в ближайшее время.
Предпринимательство по-нашему
Теперь вот водокачка в посёлке бывшей сплавной конторы. На снимке вы видите, что это постройка имеет солидный возраст. Надо полагать, и скважина, откуда качают воду, не моложе. Но качество воды отменное, и потому, видимо, она обречена стать чьей-то частной собственностью. Такие уж порядки нынешняя власть ввела в обществе - если какая-то общественная собственность может приносить прибыль, она непременно переходит в частные руки. Схема предпринимательства в таком случае чрезвычайно примитивна, но рядовому гражданину претворение её в жизнь не под силу. Поэтому обычно приватизация осуществляется в интересах людей, хорошо ориентирующихся в коридорах власти. Остальное дело техники. Техника же заключается во взвинчивании цен.
Мы все видим, как умело поднимаются цены на электроэнергию, на горючее, на газ, на железнодорожные перевозки. Там орудуют и наживаются нувориши, приближенные к федеральной власти. Это так называемый крупный бизнес.
На местном же уровне уже действуют местные воротилы, также обязательно приближённые к власти или от имени власти. Схема та же - поднять цену. Ведь это непорядок, когда талон на пять ведер воды стоит 1 рубль 17 копеек! Предприимчивый ум сразу же начинает высчитывать, что если поднять цену талона раз в сто, то ведро воды будет стоить чуть больше 20 рублей! Вполне приемлемая цена по европейским меркам. Особенно, учитывая высокое качество продукта. Это у нас и называется умелым предпринимательством.
Сколько можно над народом издеваться?
Мы спросили подвернувшегося нам местного жителя, который не скрывал своего имени:
- Вершинин Сергей Георгиевич, - представился он.
- Будете ли вы покупать воду на своей водокачке, если цена немного поднимется? - спросил я.
- Это как? – поинтересовался он.
- Примерно, раз в сто! – уточнил я.
- А почему бы и нет, - на лице его высветилась угрюмая ухмылка. – Но пусть мне поднимут пенсию до европейского уровня.
- Ну, вы замахнулись! Откуда у государства такие деньги? Смотрите, наверное, телевизор – большим людям самим не хватает на жизнь, судя по их декларациям о доходах. Да и на высокие налоги постоянно жалуются – поэтому, мол, цены приходится взвинчивать…
- Смотрю, конечно, и вижу государственных мужей с лощёными мордами, на которых написано, что думают они только о своих личных интересах. Да для этого нет необходимости и телевизор смотреть, по нашей жизни всё ясно…
- А что жизнь? – поинтересовался я.
- Жизнь в посёлке, как и везде. Богачей, правда, нет. А так, примерно, 90 процентов нищета, 20-30 процентов алкоголики и наркоманы! Кто мог, уехал. Пенсия – привёз дров на зиму, что-то истратил по хозяйству, а уж на еду – что останется. В принципе, до нас никому нет дела. Власть иногда обозначается перед выборами, а потом её не видно и не слышно. Дороги, сами видите, какие. Так и живём! Осталось только воду отнять, - в этом месте глаза его опять недобро блеснули, и он закончил свой монолог многозначительной фразой: – Что ж они думают – так можно до бесконечности над народом издеваться?!
Все у нас впереди!
На этом наша беседа закончилась. Хотелось еще поспорить, уточнить, кого Сергей Георгиевич имеет в виду, когда говорит «они», но было некогда и пришлось срочно уехать. Размышляя потом над этой беседой, я понял, что под «они» он подразумевал всю ту лощёную рать из вертикали власти и их холуёв из числа адвокатов, политологов, журналистов, которые постоянно мелькают на экранах государственных каналов телевидения, и славословят эту власть, и находят оправдание её существованию.
Конечно, вряд ли можно согласиться, что у нас везде 90 процентов населения прозябает в нищете. Просто их посёлку не повезло. Но всё идет к тому.
Во всяком случае, тенденция увеличения разрыва в доходах между богатыми и бедными объективно свидетельствует о том. Например, исследование швейцарского банка Credit Suisse показало, что имущественное неравенство в России — самое высокое в мире, не считая малых стран Карибского бассейна. Так, 96 российских миллиардеров контролируют треть всех совокупных активов населения, при том, что на планете в целом на долю миллиардеров приходится менее 2 процентов объединенного богатства. А ведь всего несколько лет назад мы по этому показателю находились где-то ближе к середине списка. Так что у нас все еще впереди.
А водокачку, что ж, вероятнее всего, приватизируют! Со всеми вытекающими последствиями. Власть есть власть, тем более что мы за нее голосуем. Или сидим на лавочках и на кухнях и ждем манны небесной. Все это распаляет аппетиты нуворишей от власти, и мы это чувствуем хотя бы по ценам на тарифы ЖКХ. То ли ещё будет!..
Сокол Максимов