ГДЕ БЫ НАМ НАЙТИ ТАКИХ СТРОИТЕЛЕЙ?

5 декабря 2012 - Администратор
article715.jpg

Командировку в посёлок Орлиный мне организовал Степан Рафикович Оганесян, недавно избранный главой районной организации КПРФ.  

Нас с ним познакомила и в некоторой степени даже сдружила клеветническая публикация о нас в специально перекупленной для этой цели газете «Свободненский курьер». Торжество подлости всегда мимолётно, и даже в этом мире она (подлость) иногда приобретает эффект бумеранга, возвращаясь к отправителю и достигая прямо противоположной цели.
*   *   *
Так вот, Оганесян, узнавший по своим каналам о каком-то происшествии в отопительной системе школы посёлка, предложил мне поехать туда и на месте узнать все подробности. Разумеется, я согласился. До меня уже давно доходили смутные слухи, что этот посёлок оставлен на произвол судьбы после того, как воинская часть, там дислоцировавшаяся, была переброшена в другое место. В моём воображении, подогретом репортажами центрального телевидения, рисовалась почему-то картина пустынной равнины без единого деревца, где под пронизывающим ветром ютятся в нетопленных квартирах оставшиеся жильцы.
К тому же только что прозвучавшие громкие разоблачения о суперхищениях в военном ведомстве очень даже согласовывались с местными фактами. В частности, добрые люди прожужжали мне уши о злоупотреблениях начальника коммунально-эксплуатационной части (КЭЧ) свободненского военного округа. Или гарнизона. Мне даже не один раз услужливо показывали его усадьбу и особняк на границе с Северным городком, который он отгрохал на свою довольно скромную зарплату. В ответ я мог только сказать, что, пока Россия не присоединится к международной конвенции о незаконном обогащении, тут вряд ли что можно сделать.
- Видите ли, - пояснял я, - такие люди пользуются презумпцией невиновности, и нужно кому-то доказывать, что они воры. Всё это очень хлопотно, да и некому заниматься разоблачениями – все, кто имеет хоть какую-то власть, заняты личным обогащением. А если будет принята конвенция о незаконном и необоснованном обогащении, уже им придётся доказывать, откуда у них все эти богатства.
- Ну а если, - спрашивают обычно, - они перепишут свои активы и недвижимость на жену или тёщу, как это сейчас и делается повсюду?
- Тогда посадят жену или тёщу, - отвечаю я. – Важно, что их дворцы и счета конфискуют в пользу государства!
*   *   *
Короче, мы поехали. Когда свернули с основной трассы и вскоре миновали заброшенный блок-пост, от которого в обе стороны тянулись ряды колючей проволоки, стереотип моего воображения начал постепенно размываться. Прежде всего, окружающий пейзаж не соответствовал воображаемому ранее. Дорога вилась по холмам с живописной растительностью. Нетронутые сосновые боры, напитанные солнечными лучами берёзовые рощи, смешанный лес с богатым подлеском – всё здесь более, чем где-либо, напоминало природу моего детства, когда ещё не было хищнических вырубок в погоне за чистоганом и всеобщего наплевательского отношения к экологии своей же среды обитания.
А посёлок и вовсе разрушил стереотип. Конечно, встречались и разрушенные заброшенные постройки. Например, споркомплекс. Как рассказывали потом местные, это было великолепное сооружение, с большим основным спортзалом и несколькими специализированными, с подсобными помещениями – настоящая фабрика здоровья. Сегодня же он смотрел на нас пустыми глазницами окон и витражей, и было ясно, что он давно потерял свое функциональное назначение. Как сказали бы физики, идёт процесс возрастания энтропии.
*   *   *
Но сам посёлок, в общем, имел довольно ухоженный вид. Жилые дома, в основном типовые 50-х годов двухэтажки с высокими потолками, выглядели получше, чем в Свободном. Да и школа, куда мы сразу направились, производила приятное впечатление и снаружи, и внутри. Открывая дверь в холл, упираешься в атрибутику государства, области, города – флаги, портрет президента страны, гербы, текст гимна Российской Федерации. То есть, патриотическое воспитание школьников начинается прямо у входа в школу. Это здесь, видимо, ещё осталось из традиций школьного воспитания СССР.
Может быть, поэтому я не обнаружил окурков вокруг школы. Нет, я, конечно, не идеалист и прекрасно понимаю, что курящие ребята в школе всегда были, и здесь тоже есть. Но они, по-видимому, до сих пор, в отличие от городских мальчиков и девочек, как-то пытаются скрыть свой порок. Возможно, для свободненских школьников это признак атавизма. Они, надо полагать, уже ничего не скрывают. Если, например, подойти с торца здания школы №2, можно увидеть целые залежи окурков. Понятно, что эти залежи сделаны усилиями всего коллектива учащихся. Для людей, которые учились во времена обруганного нынче социализма, всё это выглядит диковато. Многих из них, видимо, до гробовой доски будет коробить такая раскрепощённость школьников.
*   *   *
Мы, однако, кажется, отвлеклись. Беседа с директором школы и педагогами сначала не заладилась. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ныне, да и всегда, зависимые люди опасались высказывать своё мнение. Тем более людям, которые могут растрезвонить на весь белый свет ситуацию или порядки, не совпадающие с официально обозначенными. Сегодня бюджетники всей страны именно в такой ситуации. Они многое знают, что происходит внутри их организаций, что творят их руководители, но предпочитают помалкивать, даже если они сами ни в чём не замараны. Их нынешний опыт говорит им, что выносить сор из избы – себе дороже. Начальство вывернется, а они обеспечат себе жизнь на пособие по безработице.
Но постепенно не то, чтобы лед растаял, но кое-какие обрывочные сведения всё же удалось получить и в школе, и в котельной, и просто из бесед со случайно встреченными людьми. И некоторое представление все же составилось из этой обрывочной информации.
*   *   *
Ситуация в поселке действительно весьма запутанная. В 2005 году принято очередное постановление областного законодательного собрания «Об установлении границ», в котором, в частности, говорится: «Наделить муниципальное образование Малосазанский сельский Совет с административным центром в селе Малая Сазанка и военный городок Свободный-21 статусом сельского поселения и установить его границы: село Малая Сазанка и военный городок Свободный-21». Однако, по словам местных жителей, тут много непонятного. Например, школа и детский сад стали под крыло районной администрации, которая действительно помогает в решении всех насущных вопросов. В частности, проблема с отоплением в школе решалась при их непосредственном участии. Район же и финансирует отопление этих учреждений. Оплата идет в ОАО «РЭУ Амурский». А вот жители за услуги ЖКХ рассчитываются с, видимо, военизированной организацией ООО «Славянка».
Ещё одна проблема: у многих жителей закончился срок аренды жилых помещений, а как продлить эту аренду - никто не знает, и похоже, не желает знать. Таким образом, посёлок существует как бы в двух ипостасях – с одной стороны он в составе Минобороны, с другой – муниципальное образование Свободненского района. Такая неразбериха, конечно, очень удобна для злоупотреблений. И самый удобный плацдарм для этого, как и везде, - ЖКХ.
Котельная посёлка тоже постройки 50-х годов. Технология, естественно, соответствующая. То есть, предназначенная для дешёвых электроэнергии и угля. В сегодняшних условиях она, разумеется, весьма неэффективна. Но со своей задачей справляется. Как сообщил начальник котельной, ремонт котлов и оборудования ведётся своевременно, есть запас прочности, и в зиму никаких сюрпризов не должно быть. Другое дело - сети. Они предельно изношены, порыв может быть в любом месте, и предвидеть это невозможно.
*   *   *
В общем, ситуация довольно обычная для нынешней российской действительности. Отличие, может быть, лишь в том, что здесь она ещё более запутанная и неопределённая. То есть, условия ещё более благоприятные для злоупотреблений и воровства. Сама территория со своими природными богатствами и имуществом, на ней расположенном, представляют лакомый кусочек для расхитителей всех мастей. А их у нас развелось, как мы знаем, несчётное число.   
И тут на глаза мне попалось небольшое эссе, посвященное истории посёлка Орлиный и его школы, где ученица 7-го класса Эльвира Банных в соавторстве со своей мамой, Оксаной Анатольевной, пишут:
«…Вернёмся в 1953 год. На Дальнем Востоке был развернут ряд соединений стратегической авиации. И в двадцати километрах от города Свободного в глухом таёжном распадке, иногда в народе именуемом волчьей падью, началось строительство объектов авиационной базы хранения стратегических вооружений. Здесь развернулось мощное строительство. Военный городок должен был стать надёжным оплотом дальневосточных рубежей. И пока военные выполняли свои стратегические задачи, полным ходом шло строительство всех необходимых для жизни объектов….
…За короткий срок с 1953 по 1958 годы были возведены все необходимые объекты жизнедеятельности городка. Сначала строили многосемейные бараки с печками. И почти одновременно закладывались основательные двухэтажные дома».
Да, подумал я, если бы это строительство затеялось нынешними руководителями, то никакого посёлка Орлиный и авиационной базы хранения стратегических вооружений давно бы уже не было. Двухэтажные домики развалились бы уже через несколько лет после их постройки, как дорога, возведенная для саммита АТЭС, а об авиационной базе хранения стратегических вооружений напоминали бы разве что особняки где-нибудь на Лазурном берегу, в которых бы нежились потомки воров-строителей этой базы. Но строители тогда, видимо, были другие, и потому посёлок стоит до сих пор.
Где бы нам сейчас найти таких строителей хотя бы для космодрома «Восточный»? А то нынешние уже что-то портачат. А ведь это не домики, а космодром! Не дай Бог что!..
Сокол Максимов

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1