- Ну почему так? – не перестают возмущаться люди с обостренным чувством справедливости. – Ведь знаем, что воруют, и пишут, что воруют, и уголовные дела заводят – а в итоге вчерашний обвиняемый чист, как стеклышко. И тех, кто посмеет сказать, что это не так, воры закидают судебными исками. И выиграют эти иски. Так где же правда? Где справедливость?
Ответ один – это система. И этой порочной практике уже не год, не два и даже не десять. Воруют безнаказанно, под прикрытием Суда и Закона.
Но, как говорят в народе, «сколько веревочке не виться»… А еще: «Божьи жернова мелют медленно, но верно». И приходит час расплаты. Но сколько за эти годы украдено бюджетных денег, сколько судеб тех, кто не захотел смириться, искалечено!
И шумят СМИ – поймали вора! Да ведь еще пять, шесть, десять лет назад все знали, что Мистер икс - вор. И писали об этом газеты, и работали следователи… Правосудие, где были твои глаза? Неужто так крепко затянута повязка на глазах Фемиды? Но почему та же Фемида сразу видит вора в мужике, укравшем мешок зерна, или в тетке, укравшей по пьянке попугая и получившего за это преступление девять месяцев реального лишения свободы?
Такого не может быть! – закричат те, у кого рыльце в пушку и иже с ними. Вы знаете, какой строгий контроль? Вы знаете, сколько проверящих? Кто вам поверит?
Приведу один лишь пример из десятков ему подобных - 27 декабря 2011 года по центральному телевидению прошло сообщение о том, что главу Пенсионного фонда Свердловской области Сергея Дубинкина суд признал виновным в превышении должностных полномочий и получении взяток, в обмен на которые он позволял хранить пенсионные средства на счетах банка «ВЕФК-Урал», что привело к утрате почти миллиарда рублей. В ходе судебных заседаний было озвучено, что Дубинкин получал от банкиров мзду за использование средств ПФР. Так, экс-председатель правления банка «ВЕФК-Урал» Ольга Чечушкова ежемесячно передавала ему от 20 до 30 тысяч долларов. При этом у чиновника имелась карточка банка Кипра, куда также перечислялись деньги.
Свердловский областной суд приговорил Сергея Дубинкина к десяти годам тюремного заключения в колонии строгого режима и штрафу в один миллион рублей.
- Вот ведь, есть на воров управа, и суды работают! – воскликнет торжествующий обыватель. Но его торжество и уверенность в российском правосудии померкнет, когда он узнает, что история с махинациями Пенсионного фонда Свердловской области тянется еще с начала 90-х годов прошлого столетия. В конце 1994 года в областную Думу поступил запрос от прокуратуры - предметом запроса стал уютный особнячок Дубинкина в Сысерти.
В описываемый период глава пенсионного фонда, по сути, возглавлял ТОО «Уралсибсоцбанк», за что, по данным прокуратуры, получал денежное вознаграждение. В надзорном ведомстве сочли, что это нарушает Указ президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Управляющему Пенсионным фондом России было направлено письмо для решения вопроса о пребывании Дубинкина на занимаемой должности. Однако управляющий ПФР не нашел в этом никакого нарушения - должность Дубинкин сохранил.
Деятельность главы Пенсионного фонда детально исследовал журналист «Российской газеты» Алексей Владыкин. Из его статьи следует, что Урало-Сибирский банк социального развития был учрежден и создан целиком на средства Пенсионного фонда. Только в 1992-1993 годах в его уставный фонд было перечислено 319 миллионов рублей.
Позже Пенсионный Фонд приобрел в том же банке ценных бумаг на 1,4 миллиарда рублей. По данным ревизоров контрольно-ревизионного управления министерства финансов РФ, ущерб от размещения денег под небывало низкие проценты составил 800 миллионов рублей.
Примерно в это же время в области начались задержки пенсий. Вовремя их не получили тогда примерно пять с половиной тысяч пенсионеров.
Сам Сергей Дубинкин в то время участвовал в создании 12 коммерческих банков, расположенных в Москве, Салехарде, Челябинске, Ижевске, Тюмени и других городах,
В сентябре 1993 года происходит и вовсе удивительная по своей наглости афера. Свердловская областная администрация задумала провести благотворительную лотерею «Путь к Храму» - с целью привлечения дополнительных средств на реставрацию памятников. Для этого требовались деньги, которых на тот момент не было.
Организаторы лотереи деньги получили - от отделения ПФ в виде ссуды в 200 млн. рублей. В Пенсионный фонд эти деньги возвращены не были. Также как не было организовано никакой лотереи.
Из ситуации выкрутились элегантно. Между отделением ПФ было заключено соглашение. Двести миллионов рублей списали как безвозмездную финансовую помощь в рамках программы по социальной защите престарелых и нетрудоспособных граждан!
Казалось бы, преступнику – достойное наказание.
Но - как бы не так. Обиженный Дубинкин подает на корреспондента «Российской газеты» в суд. Суд, как это ни странно, отнюдь не на стороне журналиста, и не находит в действиях высокопоставленного чиновника никакого преступного умысла и ни малейшего нарушения законодательства. Дубинкин перед законом чист и продолжает трудиться на своем высоком посту на благо… На чье благо, догадайся, читатель, сам.
Итак, Дубинкин – в шоколаде, а затравленный судами и административным ресурсом Владыкин оставляет профессию журналиста и уходит в фотокорреспонденты.
Тогда же главный редактор «Свободной газеты+» Анатолий Осипов, работающий а те годы в одной из екатеринбургских газет, пишет статью: «Как вас теперь называть, господин Дубинкин?».
Дубинкин молчит. Молчит и правосудие.
Зато в местных СМИ Дубинкин в те годы – личность, герой статей и заметок. Его буквально разбирают на цитаты: «Беда в том, что у многих руководителей личные и узковедомственные интересы превалируют над интересами простых людей», «Нельзя, чтобы холодный расчет превалировал над душой», «Мы считаем своим долгом не пускать в карман пенсионеров никакие руки: ни грязные, ни чистые»...
Все эти заявления Сергей Дубинкин делал в июне 1996 года – а в это время сотни тысяч пенсионеров Свердловской области находились на грани выживания. Это было уже после того, как прокурор области направил представление в Думу на проведение следственных действий.
В апреле 2009 года стало известно о намерении Свердловской областной прокуратуры изучить личное дело Дубинкина в связи с делом о банке «ВЕФК-Урал», еще раньше в свердловском отделении ПФР и двух домах Дубинкина были проведены обыски и изъяты бухгалтерские документы. Тогда же следственные органы сообщили, что «банк «ВЕФК-Урал» существовал исключительно за счет безвозмездного использования денежных средств ПФР Свердловской области, на постоянной основе хранимых в этом банке».
На фоне разворачивавшегося дела о «пенсионном миллиарде» в августе 2009 года Дубинкин потерял пост заместителя секретаря политсовета местного отделения "Единой России".
В суде Дубинкин своей вины не признал, а его адвокат Евгений Витман счел вину подзащитного недоказанной, заявив, что тот «не делал ничего экстраординарного по сравнению со всеми остальными».
И правда, он что, один такой? У нас таких дубинкиных – не перечесть.
Торжество Закона? Но между 1992 и 2009 годом господин Дубинкин вел обычную жизнь влиятельного чиновника, судился с «противной прессой», выступал с докладами, давал интервью. Добавлю, что в 2000 году Сергей Дубинкин президентским указом был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени, в 2005 году - орденом Почета. Он являлся почетным работником ПФР с занесением в книгу почета фонда.
Для того чтобы восторжествовала справедливость, понадобилось почти двадцать лет! А сколько исковерканных жизней, изломанных судеб – кто их считал?
Выходит, что обычное изречение обывателя – не осудили, значит, не виноват, - в большинстве случаев совершенно беспочвенно. Едва ли не каждый день мы читаем о громких уголовных делах – а много ли наказанных?
А потому, господа-чиновники, не надо уверять нас в своей честности и доказывать, что вы святее Папы Римского. Тем более что Европейский суд в 2010 году указал на недопустимость привлечения журналистов к ответственности по искам о защите чести и достоинства за публикации сведений о тех или иных злоупотреблениях со стороны чиновников лишь на том основании, что они не были привлечены к уголовной ответственности за действия, которые журналист оценивает как нарушающие интересы общества.
Однако российские судьи все никак времени не найдут ознакомиться с практикой ЕСПЧ. Заняты, однако. Говорят, что слишком много указаний поступает в суды – кого «казнить», кого – «миловать».
Однако, рано или поздно, для каждого из нас приходит время отвечать за свои поступки. Как там у Екклезиаста: «Всему свой час и время всякому делу под небесами; Время родиться и время умирать; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; и время собирать камни».
Мария Леонова