Вот и всё. Маски сброшены. Приговором Алексею Навальному, власть показала, что фразы о правовом государстве, верховенстве закона, независимости судебной власти, это не более чем шаманские заклинания призванные одурманить доверчивый электорат.
![]() Путин пошел по простому и проверенному пути - пути террора и тирании. Всё явственнее власть опускается на уровень примитивных африканских диктатур. Зачем решать острые общественные проблемы, зачем бороться с коррупцией, зачем самому жить честно, если можно просто посадить того, кого эти явления не устраивают. Это несравненно проще и удобней. Чудовищное лицемерие власти открылось перед нами в этом деле. С трибуны, Путин говорит, что нужно организовать дополнительные меры по поддержке предпринимательства, а в реальности, двух человек осудили за законную предпринимательскую деятельность. Следователи говорят, что у дела нет политической подоплеки, но высока ли цена этой лжи? Тут именно политическая расправа. Об этом проговорился и генерал, с поддельным дипломом, Маркин. Об этом говорят и прикормленные едросики, лепечущие о справедливости приговора ввиду связей Навального с Госдепом. Это судилище, это новая веха в истории России вообще и её судебной системы в частности. С 18 июля 2013 года, у нас нет суда. Впору отпевать приснопамятного... Признаки, паралича судебной власти были и раньше, например при расправе над полковником Квачковым или лейтенантом Аракчеевым. Но с Навальным, это совершенно вопиющее беззаконие, когда приговор высасывают из пальца. С чего же я пришел к этим выводам? Расскажу вкратце суть дела. Некое предприятие Кировлес под руководством гражданина Опалева испытывало трудности, огромные долги, с реализацией продукции проблемы. Тут появился крупный покупатель, фирма Петра Офицерова, которая купила партию леса на 14 с чем-то миллионов. На счастье кремлежуликам, у Петра Офицерова в друзьях был Алексей Навальный. Вот, собственно, и все преступление. Светлые головы из следственного комитета посчитали, что при розничной продаже, можно было выручить 16 миллионов. Первоначально, они и возбуждали дело, про ущерб на миллион. Ничего не нашли и закрыли. Дальше просто фарс начался. Бастрыкин требует возобновить преследование Навального. Возбуждают дело. Ущерб невероятным образом становится 16 миллионов. Цифра с потолка, но 14,3 млн. из этой цифры уплачено. Для воплощения этой порнографии в суде, специально переводят простого судью из райцентра Блинова в суд города Киров, на должность заместителя председателя. В сухом остатке - если кто-то тут и виноват, то это Опалев, который продал продукцию своего предприятия по заниженной цене и мог иметь иметь с этого откат. Но его приговаривают к условному сроку. Второй, кто возможно виноват, но в гораздо меньшей степени, это Офицеров, если он действительно давал взятку. Но это не доказано, судят его, совсем не за это и дают 4 года колонии. Навальный в этой ситуации вообще с боку припеку. Он просто посоветовал купить в таком то месте. Но ему дают самый большой срок. Королевство кривых зеркал. По сути, дело возбуждено по статье советского УК “Спекуляция”. Но в условиях рыночной экономики, это не просто нонсенс, это шизофрения. В итоге, теперь за любую посредническую деятельность должны наказывать. Продукты можно продавать только на заводе-изготовителе. Продажа в магазине с наценкой - это преступление. Так что, будьте осторожны, дорогие граждане. Следите за своей речью. Если, не дай Бог, вы узнаете место, где хлеб продают со скидкой, не за 20 рублей, а за 15. И если вы скажете об этих знаниях своему другу. То правоохранительная система разберется с вами жестко и решительно. Вам вменят хищение чужого имущества на 20 рублей. Да, именно на 20, а не на 5 рублей. Продавцу, скинувшему цену, дадут 4 года условного срока, вашему другу-покупателю 4 года реального. А вас, как советчика, ждет самое суровое наказание. Не менее 5 лет колонии общего режима. Вот и вся цена нашей рыночной экономике. Больше всего, в этой ситуации, я не могу понять поведение судьи Блинова. Ладно кремлежулики, им есть что терять, у них на растерзании богатейшая страна мира. Они давно продали совесть... Но его то, чем купили? Неужели должностью зампредседателя? Могу предположить, что ему и председателя пообещали. Возможно на него и компромат был и он был под угрозой увольнения. Но разве это стоит того? Он своим насилием над Фемидой, подорвал веру во всю судебную систему. Опозорил всех судей страны. Я понимаю, что человек может не верить и не бояться Бога. Но презрение миллионов людей, позор для своего высокого звания. Как на это можно наплевать? Ведь его не забудут, его имя станет нарицательным. Как есть “басманное правосудие”, будет и “блиновское правосудие”. У меня это не укладывается в голове. В общем, всем нам, я предлагаю набираться сил. Похоже у власти агония. Она себя исчерпала. И в заключение, напомню, почему такое происходит. Жуликов, у нас в стране, много, расползлись они во все сферы жизни. И уже многих из них, успел потревожить Алексей Навальный. С деятельностью одного такого жулика и вора, мы сталкиваемся довольно часто. Это глава ОАО “РЖД” Владимир Якунин. Знаменитый сокращатель поездов, уменьшитель зарплат, уничтожитель социальных объектов железной дороги. Так вот, Алексей Навальный написал фундаментальный пост о деятельности этого эффективного россиянского менеджера - Как пилят РЖД. Очень рекомендую к прочтению. В нем Алексей, рассказывает как они с соратниками разбирались в офшорной бизнес-империи семьи Якуниных. Судя по всему, это один из богатейших мафиозных кланов России. Чего только у них нет. Всевозможные подрядные организации живущие за счет РЖД. Сети гостиниц и ресторанов, порты и причалы, недвижимость и земли. Все оформлено на подставных лиц из Кипра. В общем, нормальный такой, современный, российский бизнес. Настоятельно рекомендую к прочтению и распространению. Нам с этим жить. Мы от этого страдаем. Я вот на днях съездил в командировку. Прочувствовал, всю прелесть якунинского управления. На поезд к месту командировки мест не было в купе и плацкарте уже за неделю. В поезде несчастных пять вагонов. В общем вагоне камера пыток, кондиционера нет, температура под 40, переполнен, на верхних полках находиться невозможно в принципе, некоторым приходилось стоять. Далее, на вокзале встретил знакомого, который возвращал билеты. Она сначала купил билеты на место отдых для себя и семьи. А потом посмотрел на цены авиабилетов и оказалось, что стоимость практически равная. Естественно, без раздумий решил воспользоваться более дешевым и быстрым видом транспорта, которого ещё не коснулась рука эффективного менеджера Якунина. Ну и напоследок, при возвращении с командировки, поезд Владивосток-Новокузнецк опаздывал на 5,5 часов. Благодарю Владимира Ивановича, за это время проведенное на железной скамейке. Я с большим удовольствием, прочел интересную книгу, в ожидании своего поезда. ![]() Думаю у каждого, есть подобные, да и гораздо более жуткие ассоциации от аббревиатуры РЖД. Пора делать выводы. Как сказал Навальный: “Не бездельничайте, жаба сама себя с нефтяной трубы не скинет”. Так, что давайте, уж, прекращать бездельничать. Хватит терпеть надругательство над Родиной!
velikoross
20 июля 2013
+5
Нет комментариев
|
09.07.2013
![]() На предприятиях энергетики Дальнего Востока битва за зарплату приобрела неожиданный поворот. Работодатели, настойчиво предлагавшие персоналу еще на пару лет смириться с низкими окладами, перешли в наступление. Вопреки подписанному с профсоюзами соглашению теперь энергоначальство собирает конференции трудовых коллективов, участники которых голосуют за снижение заработной платы. При этом никто не говорит, сколько получают в месяц сами работодатели. Последние подробности трудового конфликта в энергетике ДФО – в материале «ФедералПресс.Дальний Восток». Руководство энергокомпаний Дальнего Востока вместо исполнения тарифного соглашения и повышения ставок персоналу с 1 июля заставляет работников подписываться за введение снижающейся зарплаты. Сотрудники двух филиалов ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» – «Приморских тепловых сетей» и Нерюнгринской ГРЭС – уже проголосовали за свою более низкую зарплату. «Люди голосуют под цепкими взглядами начальства и под угрозой увольнения всех, кто не проголосует «за», – рассказала руководитель департамента информационно-аналитической работы Федерации профсоюзов Приморского края Маргарита Усова. – Эти собрания организуются по инициативе работодателя. И являются продолжением битвы с профсоюзом, который настаивает на том, что повышение зарплат в отрасли уже нельзя откладывать». «ФедералПресс.Дальний Восток» уже писал о том, профсоюзы настаивали: с 1 июля текущего года на всех предприятиях энергетики до 5400 рублей должна быть увеличена минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем. Такие обязательства предусмотрены в ключевом п. 3.3 отраслевого Тарифного соглашения в электроэнергетике. «В марте 2013 года оно впервые с большим опозданием было подписано в присутствии министра энергетики РФ после более чем полугодовых баталий объединения работодателей отрасли с «Электропрофсоюзом», – напомнила Маргарита Усова. – Вмешательство министра было необходимым, потому что переговорный процесс по главному документу отрасли зашел в тупик. На пути к его подписанию были отказ от переговоров, коллективные действия профсоюза в Москве, протесты энергетиков в регионах». Причем, по данным ФППК, в настоящее время на генерирующих предприятиях ДФО, входящих в систему «РАО ЭС Востока», тарифные ставки в основном ниже, чем предусмотрено тем самым соглашением. По словам председателя Приморской краевой организации Всероссийского «Электропрофсоюза», координатора профсоюза в ДФО Михаила Антипенко, мониторинг заработной платы в отрасли показывает, что на Дальнем Востоке у энергетиков тарифная ставка одна из самых низких в России. «Из-за этого заработная плата наших людей почти не отличается от центральных российских регионов, где нет дальневосточных надбавок», – отмечает Михаил Антипенко. Стоит отметить, что сумма, о которой договорились стороны, уже была компромиссной – ниже, чем требовал профсоюз изначально. По данным ФППК, сейчас работодатели на Дальнем Востоке пытаются снизить эту сумму до 5100 рублей. «Перед собранием работникам разъясняют, что если они не проголосуют за 5100, на предприятии последуют массовые увольнения персонала, под любыми предлогами работников будут лишать премий и выводить на аутсорсинг, – рассказал председатель первичной организации Приморской ГРЭС Сергей Беляков. – Я не оправдываю участников собраний, но подобное моральное давление действительно не каждый может вынести». Впрочем, и угрозы работодателей профсоюзные лидеры считают пустыми. «Ситуация в энергетике Дальнего Востока такая, что увольнять уже некого, – констатировал Сергей Беляков. – Нехватка персонала давно не дает возможности производить необходимый ремонт. Сети изношены, оборудование не меняется. На наш взгляд, энергетика региона в агонии, а свои просчеты менеджмент компаний в течение многих лет компенсирует за счет зарплат работников. Причем, такая ситуация в отрасли складывается именно на Дальнем Востоке. Мы убеждены, что вопрос о ее реорганизации нужно поднимать на уровне правительства России». Менеджеры же предприятий энергоотрасли считают обращение к правительству неперспективным. И в очередной раз работникам потерпеть без повышения зарплаты еще два-три года. «Но мы же отдаем себе отчет в том, что через три года нынешние топ-менеджеры улетят трудиться в другие регионы, а нас никто нигде не ждет. Сейчас от нас всех зависит, получим мы повышение зарплаты или нет», – уверен Сергей Беляков. Не лишним будет вспомнить и о том, как в конце мая этого года глава РАО ЭС Востока Сергей Толстогузов на совещании работодателей и профсоюзов во Владивостоке заявил: сегодня есть объективная необходимость повышения конкурентоспособности заработной платы работников. «Только это позволит сохранить на предприятиях квалифицированный персонал, обеспечить социальную стабильность в коллективах, а также выполнить требования отраслевого тарифного соглашения», – отметил Толстогузов, но тут же посетовал, что у энергохолдинга недостаточно финансовых средств в утвержденных тарифах и бизнес-планах для единовременного повышения тарифной ставки. Интересно при этом, что о своих зарплатах топ-менеджеры предпочитают умалчивать. А по словам источника «ФедералПресс.Дальний Восток», одни только специалисты по PR получают в РАО не менее 150 тыс. рублей в месяц. На 7 августа в Хабаровске по инициативе профсоюза назначена конференция трудового коллектива ДГК, филиалы которой есть в большинстве регионов ДФО. По мнению профсоюзных лидеров, конференция – это последний шанс решить проблему мирным путем, а дальше – только коллективно-трудовой спор, который может затронуть сразу несколько субъектов РФ. |
![]() На днях в полицию поступило сообщение о том, что в районе села Богородское Ивановского района Приамурья граждане КНР занимаются незаконной трудовой деятельностью. Для проверки данной информации выехали сотрудники полиции совместно с представителями УФМС. В поисках правонарушителей стражи порядка использовали беспилотный летательный аппарат. С его помощью разведали интересующую территорию и изучили подходы к полям, где работают иностранцы. На подъезде к фермерскому хозяйству была замечена группа иностранцев, трудившихся в поле. Увидев приближающиеся автомобили, они поспешили скрыться. Однако уже через несколько минут правоохранители обнаружили в теплицах и зарослях травы пятерых иностранцев. У четверых отсутствовали документы. Зная о строгости наказания за незаконное осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ, они приняли меры безопасности. Например, на одном из строений находилась импровизированная смотровая вышка, с которой хорошо просматривались прилегающие поля. О приближении визитеров наблюдатель оповещал своих земляков по радиостанции. На данном фермерском хозяйстве нелегальные мигранты обустроились основательно. Для комфортного проживания здесь все условия – вода, электричество, спальные места, печка на холодное время года. Нарушителей доставили в ОМВД России по Ивановскому району, где на них составили административные протоколы по статье «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации». За данное правонарушение гастарбайтерам придется заплатить штраф в размере от двух до пяти тысяч рублей. |
![]() Как выяснили следователи, 36-летний мужчина в алкогольном опьянении стал домогаться дочери своей сожительницы. Преступление произошло 13 июля в городе Свободном в доме, где жил мужчина с матерью девочки. «Семья не очень благополучная, ребенок в основном жил у бабушки, — рассказал старший помощник руководителя амурского следственного управления Алексей Лубинский. — Сейчас устанавливаются все обстоятельства совершенного преступления». В настоящее время мужчина задержан. Свободненский следственный отдел возбудил уголовное дело в отношении него по пункту «б» части 4 статьи 132 Уголовного кодекса РФ «Иные действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста». В суд направлено ходатайство о заключении подозреваемого под стражу. Расследование уголовного дела продолжается. Между тем похожее преступление произошло в Прогрессе, сообщает пресс-служба амурского УМВД. Как выяснили сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних во время профилактической работы с детьми и подростками, в июне в поселке в отношении 14-летней девочки были совершены действия сексуального характера и развратные действия. Полицейские установили, что к совершению преступления может быть причастен неоднократно судимый 33-летний амурчанин. По данным амурского следственного управления, подозреваемый с июля 2012 по июнь 2013-го приглашал знакомую девочку под различными предлогами в свой дом и дом знакомого. Как выяснилось, мужчина уже был судим в 2003 году за совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Он вышел на свободу в феврале 2011 года, отбыв наказание. Сейчас в отношении него следователи возбудили уголовное дело по части 6 статьи 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего» и части 5 статьи 135 Уголовного кодекса РФ «Развратные действия, совершенные лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего». 15 июля 2013, 13:52 |
Постановление Администрации города Свободного от 06.04.2011 N 485
Текст правового акта по состоянию на август 2012 года В целях совершенствования системы противодействия коррупции и в соответствии с Законом Амурской области от 8 апреля 2009 г. N 191-ОЗ "О мерах по противодействию коррупции в Амурской области" администрация города Свободного постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Мероприятия по противодействию коррупции в городе Свободном на 2011 - 2013 гг.". 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. 3. Опубликовать настоящее постановление в печатных средствах массовой информации. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации города по обеспечению развития местного самоуправления С.Ю.Федорова. И.о. главы администрации города Свободного А.С.ПОПОВИЧ |
Депутаты пообещали помочь свободненцам со школьными стоматологами и транспортом
Отсутствие школьных стоматологов, благоустройство городских парков и проблемы пассажирского транспорта — эти и другие вопросы жители Свободного озвучили депутатам амурского Заксобрания. Народные избранники пообещали помочь разобраться с проблемами, на которые жаловались свободненцы. Встреча прошла накануне в рамках дня Законодательного собрания. Школы без стоматологов Одна из озвученных проблем — отсутствие школьных стоматологов. Ранее в четырех из восьми школ города были оборудованы стоматологические кабинеты, но в прошлом году все они были закрыты из-за отсутствия лицензии. Разобраться с этим вопросом жители Свободного попросили депутатов. Как рассказали представители городской администрации, на сегодняшний день два кабинета уже получили лицензию и работают, оставшиеся — ждут официальный документ. Но даже после лицензирования, по информации главврача стоматологической поликлиники города, в школах врачи смогут только осматривать детей, на лечение разрешения не будет. Поэтому проблема остается. — Вопрос нужно вынести на совместное обсуждение с правительством области, в частности с министерством здравоохранения, — предложила председатель бюджетного комитета Заксобрания Татьяна Фарафонтова. — Думаю, мы найдем точки соприкосновения и решим эту проблему. Горпарку поможет космодром Одно из любимых мест отдыха свободненцев — городской парк — нуждается в серьезной реконструкции. Райцентр своими силами пытается привести его в порядок, работы ведутся с 2009 года, но на капитальное обновление денег у муниципалитета не хватает. По словам представителей администрации Свободного, территорию уже очистили и огородили, провели работы по водоотведению. Сейчас необходимо благоустроить парк, установить освещение и новые аттракционы. На эти работы нужна существенная сумма, найти которую городская казна не сможет. Свободненская мэрия уже обращалась за помощью в областное правительство, но пока лишних денег в бюджете региона нет. Депутаты попросили направить в Заксобрание обращение от города, указав конкретную сумму, которая необходима на восстановление парка, и объем запланированных работ. — Да, на 2013 год бюджет принят напряженный, но мы в начало каждого года входим с напряженным бюджетом, а потом появляются дополнительные средства. Сегодня мы ждем отдачи от строителей космодрома. Я думаю, в случае появления дополнительных источников мы этот вопрос перед правительством поставим и постараемся какую-то сумму изыскать на продолжение работ, — заметила Татьяна Фарафонтова. Автобусы ждут обновления Помочь областные парламентарии пообещали и с городскими автобусами. По словам депутатов горсовета, автопарк Свободного изношен чуть ли не на 100 процентов. Из 21 имеющегося автобуса работает треть. Само предприятие не в состоянии купить новые. По словам главы бюджетного комитета Заксобрания, этот вопрос депутаты областного парламента взяли под свой контроль и планируют проработать проблемные вопросы вместе с местными народными избранниками и властями Свободного. — Об этой проблеме мы знаем, — заметила Татьяна Фарафонтова. — Мы договорились с председателем горсовета Свободного, что до конца недели депутаты направят нам обращение, в котором озвучат все проблемы, которые существуют у вас по транспортному обеспечению, а также банкротству предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс. Также постараются в областном парламенте по возможности помочь справиться с очередями в детские сады. Сейчас в Свободном ждут места в садиках 150 детей, а возможности города по открытию дополнительных групп почти исчерпаны. |
Жители ЕС массово отказываются от гражданства своих стран и переселяются в Россию
За прошлый 2012 год российские паспорта получили 4 503 француза, пишет бельгийская газета Le Soir, приводя данные Евростата. Следом идут немцы с 4 191 и затем финны – там 1 925 человек получили российское гражданство. Немногим меньше обладателей российских паспортов из Италии: сменивших итальянское гражданство на российское оказалось 1 881 человек. О миграции из России было сказано немало, но вряд ли кто-то из западных или отечественных СМИ упоминал о притоке иностранцев в Россию. Причем не из стран бывшего СССР, а из Евросоюза. По данным Росстата, только в 2011 году только из Германии в Россию официально переселилось 4518 человек, а за первые 10 месяцев 2012 года 3945 человек, то есть почти по 400 человек в месяц. Несмотря на устоявшееся в западных СМИ мнение об «утечке мозгов» и массовой миграции молодежи из России, отток российских граждан из страны по сравнению с 90-ми годами прошлого века невелик. Даже наоборот, наблюдается приток мигрантов в Россию. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 ноября 2012 г. составила 143,3 млн. человек и с начала года возросла на 246 тыс. человек, или на 0,17% (на соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 127 тыс. человек, или на 0,09%). Увеличение численности населения за январь-октябрь сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 99,7% от общего прироста населения. Стоит отметить, что на сегодняшний день эмиграция из России меньше, чем в любой другой момент постсоветской истории страны. А системный экономический кризис, из которого Европа не смогла окончательно выбраться «лихорадит» одну или другую страну ЕС. Поэтому вопреки сложившимся за рубежом стереотипам в отношении России, иностранные граждане едут в РФ и остаются здесь на постоянное место жительства. Источник: Голос России |
Биография русского сверхчеловекаВасилий Николаевич Кочетков (1785–1892), «солдат трех императоров», прожил 107 лет, из которых более 60 лет он провел на действительной военной службе солдатом. Мундир Кочеткова был уникален: на его погонах сплелись вензеля трех императоров, которым присягал старый служака. На рукаве мундира в восемь рядов шли золотые и серебряные нашивки за выслугу и отличия, а на шее и груди едва умещались 23 креста и медали. Родился Василий Николаевич Кочетков в Симбирской губернии Курмышского уезда в 1785 году. Кочетков был из кантонистов (солдатский сын). Кантонисты со дня рождения находились в списках военного ведомства. Начал служить 7 марта 1811 года музыкантом. Он с боями прошел всю Отечественную войну 1812 года. Потом в составе лейб-гвардии Павловского полка дрался с турками в войне 1828—1829 годов. Переведен в лейб-гвардии конно-пионерный (инженерный) дивизион. В 1836 году, при жизни А.С.Пушкина, Василий Кочетков уже отслужил положенные ему 25 лет, но из армии не ушел. В 1843 году 58-летний солдат оказывается на Кавказе. Ему предписано использовать незаурядный военный опыт и учить солдат наводить, укреплять и разводить понтонные мосты на «быстрых реках». Василий Кочетков зачислен в славный Нижегородский драгунский полк. На Кавказе он был трижды ранен: дважды в обе ноги и в шею навылет. Тяжело раненный, не способный двигаться, он попадает в плен. Выздоровев, Кочетков бежит из плена, проявив редкую находчивость, предусмотрительность и отвагу. В 64 года по экзамену бывалый солдат был произведен в офицеры. Однако Кочетков отказался от эполет, ему дороги были его солдатские погоны, и через два года вышел в отставку, после 40 лет действительной службы, в возрасте 66 лет. В 1853 году началась так называемая Крымская война. Василий Кочетков просится на войну и в рядах Казанского егерского полка сражается на Корниловском бастионе, в самом пекле Севастопольской обороны. Здесь его ранило разорвавшейся бомбой. По личному указу царя, который уже был знаком с Василием Николаевичем, Кочетков вновь переведен в гвардию и служит в драгунах. Минуло почти десять лет, и Василий Николаевич Кочетков подает докладную записку царю и просит «высочайшего соизволения» идти на войну. Так он оказался из гвардии вновь в любимой полевой действующей армии в Туркестанской конно-артиллерийской бригаде фейерверкером первого класса. Ему шел 78-й год. Двенадцать лет Кочетков служил в Средней Азии, участвовал в боях за Туркестан и Самарканд, а в 1874 году в отряде под командой генерал-адъютанта Кауфмана, проделав марш через пустыню, брал Хиву. В 1874 году по указу государя переводится в конвойные императорского поезда. В 1876 году против турецкого ига восстали Сербия с Черногорией. Пять тысяч русских добровольцев отправились на помощь братским славянским народам. Кочетков вновь уговорил царя отпустить его на войну. «Служивый» в свои 92 года сражался в первых рядах, увлекая за собой добровольцев. Не успел он отдохнуть на родине от ратных дел, как грянула русско-турецкая война 1877—1878 годов. 93-летний Кочетков сражался на Шипке в составе 19-й конно-артиллерийской бригады. На Шипке Кочетков от взрыва бомбы лишился левой ноги. Он выжил и еще послужил в лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады и дожил до 107 лет. Он и умер-то «в походе», будучи проездом в городе Белозерске Новгородской губернии, 30 мая 1892 года от паралича сердца. В его вещах нашли копию приказа об увольнении в отставку с перечислением всех чинов, наград и походов. Этот блестящий послужной список вместе с уважительным некрологом, в котором Василий Кочетков был назван самым заслуженным ветераном русской армии, был опубликован на страницах «Правительственного вестника». https://www.facebook.com/photo.php?fbid=361673673962085&set=a.104002229729232.3112.100003583657447&type=1&ref=nf |
Ну, вот... Пара телеграмм, "вырванных из контекста":
Телеграмма Я. X. Петерса, Ю. В. Ломоносова В. И. Ленину, Л. Д. Троцкому, Л. Б. Красину, ЦК РКП(б) 12 февраля 1920 г. ИЗ РОСТОВА, ЗАПИСКА. 12/11-1920 г. 8 час. 45 мин. Шифр МОСКВА ЛЕНИНУ, ТРОЦКОМУ, ЦК РКП И КРАСИНУ1. Необходимо немедленно положить конец конфликту между восьмой и конной армиями, грозящему вооруженными столкновениями. Армия Буденнова разлагается с каждым днем: установлены грабежи, пьянство, пребывание в штабе подозрительных женщин, по слухам были случаи убийства наиболее сознательных товарищей. Буденный перестает считаться с кем-либо. Бесчинства, творимые им на жел[езной] дор[оге] совершенно невероятны: непрерывные захваты топлива, паровозов, вагонов экстренных поездов, расхищение трофейного имущества. За каждой частью следует хвост вагонов наполненных женщинами и награбленным имуществом. По заявлению тов. Миронова число таких вагонов около 120 на дивизии.ПЕТЕРС. ЛОМОНОСОВ. РЦХИДНИ. Ф. 5. On. 1. Д. 2435. Л. 6. Машинописный текст. Примечания: 1 В верхней части телеграммы — пометка: «Копия послана Склянскому». № 66 Телеграмма Г. К. Орджоникидзе В. И. Ленину 17 февраля 1920 г. 1920 года, 17 февраля, 20 ч[асов]. Ст[анция] Миллерово. Только вчера мы приехали в Миллерово, пробыв в пути 9 суток. Буденный приказ о переброске своих частей из района Ростова в район Великокняжеской выполнил беспрекословно. Наступая же, немного отклонился вправо от указанной линии наступления, что объяснял он необходимостью достать [фураж]. Мы с Тухачевским считаем, что крики о разложении в смысле потери боеспособности неосновательны1. Пьянство и грабежи у них старое явление. Ночью едем со Смилгой на фронт и по приезде сообщим подробно. Противник за месяц нашей бездеятельности сильно усилился. В данный момент идет наступление наших армий. На правом фланге (участок 8-ой и 9-ой армий) — неудачно, главное направление участок 10-ой [армии] Буденного — удовлетворительно. Завтра, послезавтра решающие дни. 8-я и 9-я [армии] сильно потрепаны, отчасти неумелым руководством командармов, отчасти [из-за] допущенных организационных ошибок Шорина, не принявшего достаточно энергичных мер для своевременного пополнения дивизии. Оба командарма будут заменены2. Объявлена мобилизация на участке Кав[казского] фронта. Думенко с корпуса будет снят3. Слабость общего командования объясняется бывшей оторванностью штаба фронта от армии, надеюсь, теперь этого не будет. Орджоникидзе4. РЦХИДНИ; Ф. 85. Оп. 8. Д. 3. Л. 1-3. Автограф. ![]() |
Тупик коммунизма. Отечественная школа от Российской Империи до РФ
Алексей Любжин Отечественная школа умирает. Умирает она медленно и незаметно. Правды о ее положении не говорят ни громогласные сетования оппозиции, ждущей немедленной катастрофы (а с чего бы этой катастрофе произойти, если стены те же и люди — почти те же?), ни ее собственные отчеты о проделанной работе (она давно, уже с советских времен, воспринимает их как фантастический жанр). Социальные организмы умирают не так, как люди: дух жизни уже покинул школьное тело, а наставники, ничего не подозревая, приходят утром на работу, ставят оценки в электронных дневниках, пьют чай на переменах и сетуют, что в их молодости люди были добрее, нравственнее и грамотнее. Причина смерти — не чья-то недобросовестность или злая воля, а вполне объективный факт: унаследованная от СССР школа со своей программой и жизненным укладом оказалась в высшей степени неэффективной в новом социальном контексте. Момент, когда ее можно было реформировать, по-видимому, уже упущен. Если несколько десятков и — возможно — сотен школ в масштабе всей страны воспользовались дарованной свободой, чтобы воплотить в жизнь плодотворные педагогические идеи, то в массе намечается постепенный переход от — скажем так — «обучающего» обучения к констатирующему, которое заставляет родителей заниматься с детьми самим или оплачивать репетиторские услуги, чтобы наверстать то, что не отрабатывается на уроках. И сейчас было бы очень трудно, если вообще возможно, просто вернуть школу к исполнению ее обязанностей. Тем, кто всерьез поставит вопрос о качественном образовании в новой России, придется начинать эту работу едва ли не с чистого листа. Ложная преемственность Постсоветская общественность, уверенная, что получила лучшее в мире образование, обладает еще одним устойчивым предубеждением: она считает, что советская школа преемственна по отношению к старой русской. Но на самом деле нет ничего дальше от истины. Незнакомство с русской педагогической историей — одна из важных причин несостоятельности современной отечественной педагогической мысли; опираясь на собственный ограниченный опыт, она зачастую слепа к острым содержательным проблемам, порожденным советской образовательной концепцией как таковой и губящим современную школу РФ. Основополагающие черты дореволюционной системы народного просвещения заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов. Российская империя только в 1908—1910 годах подошла к рубежу всеобщего начального образования. Можно считать это свидетельством ее отсталости, но нужно помнить: до 1680-х годов в Великороссии не было никаких школ, кроме элементарных, с Часословом и Псалтырью, а к началу XX века страна располагала десятком первоклассных университетов (СССР, плодя педагогические вузы в губернских городах на месте разрушенных гимназий и меняя вывески, не прибавил к ним ни одного), и этот темп развития нельзя назвать медленным; а кроме того, правительство, предлагая возможность получить образование и значительные льготы тем, кто ею воспользовался, довольно долго отказывалось от принудительных мер (рассказы о сознательном стремлении держать любознательный народ в темноте и невежестве — вымысел советских пропагандистов); когда стало ясно, что потребности экономического и гражданского развития страны требуют поголовной грамотности молодого поколения, соответствующие меры были немедленно приняты. Но наряду с этим существовала и весьма мощная, разветвленная система среднего и высшего образования (для девочек и мальчиков отдельно — совместное обучение стало появляться только в начале XX века как экспериментальное). Для мальчиков были предназначены — берем средний уровень — классические гимназии с одним-двумя древними и одним-двумя новыми языками (только они — с определенными оговорками — давали право поступления в университет без экзаменов), реальные училища (с двумя новыми языками и серьезным естественно-научным и математическим курсом), духовные семинарии, кадетские корпуса, многочисленные ведомственные училища профессионального толка, привилегированные учебные заведения (лицеи, Пажеский корпус). Женское образование отставало от мужского больше чем на полстолетия, но была система министерских и Мариинских гимназий, епархиальные училища, институты благородных девиц, развивалась система высших женских курсов. Когда В. В. Розанов, критикуя в знаменитой работе «Сумерки просвещения» русскую школу за недостаток типов, утверждал, что их должно быть много больше, он и в страшном сне не мог себе представить, какое единообразие ожидает в скором будущем русскую школу. Очень важно, что это была именно система: гимназия, работающая в соседстве с реальным училищем и кадетским корпусом, работает иначе, чем если бы их не было, поскольку она в этом случае отвечает в первую очередь за качество своего труда, а не за судьбу каждого ученика, которому — в случае неспособности к тому или иному предметному набору — есть куда идти. А. П. Чехов, потакая общественному настроению, мог изобразить комическими красками преподавателя древних языков, но он не мог создать образ учителя или директора, берущего взятку: русская школа была честной. Отсев порядка 40 процентов учеников для гимназии и реального училища был нормой; разумеется, дети не выбрасывались на улицу, у них еще оставался широкий спектр возможностей. Потому заимствование любого типа как единственного играло бы разрушительную роль: своеобразие его педагогических средств было бы сведено на нет, и честная работа стала бы невозможной (что мы и наблюдали в советской школе с ее ложью и завышением оценок). Обучение было платным, но гимназический Устав 1871 года предполагал возможность бесплатного обучения (и даже финансовой поддержки из гимназических сумм) до 10 процентов учащихся, причем только из числа наиболее способных учеников — это разумная норма для социального лифта, рекрутирующего в высшие сословия наиболее талантливых выходцев из низших — и в такой доле, чтобы элита смогла их «переварить» и отполировать по своему образцу, а не заимствовать жизненный стиль низших слоев населения. У советской школы есть дореволюционные корни; однако это вовсе не царская гимназия, а противостоящий ей проект, разработанный левыми разночинцами. Так, Афанасий Прокофьевич Щапов в труде «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (СПб., 1870) настаивает на единой естественно-научной школе: «По экспериментальному указанию истории народной экономии в области природы русской земли... насущно-необходимо, чтобы не только нынешние привилегированные поколения, но и все простонародные, рабочие молодые поколения усиленно, серьезно и основательно изучали естественные науки и таким образом с полной подготовкой выходили на общее многотрудное дело экономического и культурного покорения суровой северной природы и на создание естественнонаучных, рациональных основ народной экономии». Единства типа требовал и известный литературный критик Дмитрий Иванович Писарев — в свое время его статья «Наша университетская наука» (1863), подвергнув тогдашнее русское образование весьма экстравагантной критике, также предлагала единый тип и подчеркивала значение естественных наук, отказывая древним языкам в воспитательной ценности. Единая школа с естественно-научным уклоном — это как раз то, чего хотела радикальная оппозиция (разумеется, видевшая в естествоведении прежде всего средство борьбы с религией) и чего не желали вводить руководители образовательного ведомства Российской империи. Пореволюционная школа Нетрудно видеть, что именно этот проект и был — после краткой эпохи революционно-экспериментаторского хаоса — осуществлен в СССР. С внешней точки зрения он больше всего похож на реальное училище. Однако сходство обманчиво: с одной стороны, русская реальная школа с двумя обязательными новыми языками и гуманитарную подготовку давала более солидную, нежели советская, и с другой стороны — как мы уже говорили, — реальная школа в окружении других типов действует иначе, нежели та же реальная школа как единственная и общеобязательная. И даже с точки зрения программы в идеальной теоретической модели советская школа недотягивала по уровню до реального училища. С одной стороны, это было обусловлено принципиальной замкнутостью и провинциализмом новой социалистической культуры: иностранные языки строителю коммунистического общества были ни к чему, и хоть сколько-нибудь сносное владение одним можно было получить только в спецшколе. С другой — мировоззренческая роль естественных наук (завещание как марксистских отцов-основателей, так и предшественников по революционной борьбе). Марксизм — мировоззрение догматическое, гуманитарное познание оно губит сразу же и бесповоротно; потому весь гуманитарный блок предметов в советской школе преподавался так, что результат — в особенности для истории и обществоведения, но и для литературы тоже — был скорее отрицательным: возненавидеть чтение было более естественной реакцией на школьные уроки, нежели полюбить русскую классическую литературу. Мертвящее влияние казенного марксизма могло преодолеваться лишь индивидуальным педагогическим мастерством — что встречалось не так часто. Но и естественные науки преподавались в догматической форме: советский школьник кое-что знал, но, кроме как на уроках математики, никто не развивал и не совершенствовал инструменты его мышления. Многие вспоминают о советской школе как о том месте, где давались «энциклопедические знания» и где они давались «в системе»; но на самом деле и то и другое далеко от истины. Громадные области (прежде всего гуманитарные — лингвистика, психология) в школьном курсе не затрагивались никак; строго говоря, это недостаток не школы, а самой концепции всеобщего энциклопедического образования. Что же касается «системы», то одна из самых глубоких печалей советской педагогики заключалась в том, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, школьники совершенно не умели применять в других; одной из модных идей в свое время была межпредметная интеграция, имевшая целью преодолеть этот недостаток. Автор этих строк помнит, как он, будучи классным руководителем, присутствовал на уроке математики. Преподаватель — блестящий и очень знающий — пытался внушить классу (далеко не самому глупому) мысль, что скорость — производная пути по времени. Нужными для этого знаниями и в физике, и в математике дети обладали. Мне было очень интересно (не каждый ведь отважится поставить такой эксперимент!) — насколько придется разжевать эту мысль, чтоб она была усвоена. Оказалось — почти до самого конца. Но были соображения, заставившие советское образовательное ведомство отказаться до определенной степени от концепции единой школы. Насущные практические потребности заставили создать несколько типов спецшкол — математические и языковые. Выпускники первых превосходили «реалистов» в профессиональной области и серьезно уступали им в гуманитарной культуре; вторых — даже и в гуманитарной области недотягивали до планки царского реального училища. Об учениках обычных школ нечего и говорить — их образование ни один педагог императорской эпохи не признал бы соответствующим стандарту среднего. Это скорее продвинутый уровень начального, с математическим upgrade, который — в силу естественных механизмов забвения — оставлял ученику умение читать, писать и считать и разрозненные обрывки из различных областей человеческих знаний, которые человек, интересующийся предметом, мог усвоить за два-три дня самостоятельного чтения. Коэффициент полезного действия этой школы был очень низким. Предлагая всем один и тот же набор, не считаясь ни со способностями, ни с интересами учеников, излагая большую часть материала догматически, в виде нагрузки на память, и не слишком заботясь о развитии культуры мышления, она очень редко попадала в цель. Для обитателей классной камчатки она предлагала слишком много, для них и эта планка, установленная гораздо ниже в сравнении со средним образованием в Российской империи, была чрезмерно высока и вызывала лишь дополнительную агрессию по отношению к культурным ценностям. Талантливым детям она, напротив, давала слишком мало интеллектуальной пищи, да и та по большей части была недоброкачественной; заставляя заниматься лишним и ненужным (как, например, изучение орфографических правил для детей с врожденной грамотностью), она мешала им получать образование, попусту расходуя время и энергию, которыми способные ученики сами распорядились бы эффективнее. Тем не менее надо признать, что безнадежная задача создать общий для всех образовательный тип среднего звена была решена едва ли не лучшим способом из всех возможных: в среднем планка была установлена на адекватной высоте, а естественно-научный уклон лучше соответствует привычкам и предпочтениям русских детей, чем гуманитарный. Можно было гордиться этим образованием на том шатком основании, что средний американский школьник не знал названий африканских государств и их столиц, а у наших это часто застревало в памяти; но, разумеется, представление о «лучшем в мире» не основывалось на сравнении с системами ведущих европейских государств. Можно было, например, считать, что ученики итальянских licei classici занимаются всякой ерундой — никому сегодня не нужными греческим и латынью; но ведь именно итальянские инженеры — выходцы из licei scientifici, где даже никогда не отказывались от латыни — построили автомобильный завод на берегу Волги, а не советские на берегу По. Мне могут возразить: а как же спутник, а как же блестящие образцы советской военной техники? Тем не менее диверсифицированное образование, при котором естественно-научная и математическая школа (в Италии — liceo scientifico, в Германии — naturwissenschaftliches Gymnasium) позволяла иметь инженерный корпус, способный обеспечить единый и высокий стандарт качества во всей промышленности, а однородное советское образование давало возможность поддерживать уровень лишь отдельных участков производства. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле следует из логики вещей: и культурный уровень, и развитие мышления в школе для способных детей будут выше, чем в любой самой удачной и хорошо продуманной, но организованной по принципу всеобуча. В эпоху перемен Кризис советской школы — с таким его симптомом, как массовое очковтирательство, — был в восьмидесятых годах прошлого века и даже много раньше очевиден наблюдателям. Советская педагогика приготовила на него несколько ответов. Самый серьезный из них — так называемое развивающее обучение. Опираясь на теоретические разработки еще 1930-х годов, это направление создало несколько моделей, отличающихся друг тот друга по инструментарию; оно даже и было весьма полезным для начальной школы, которая действительно может и должна выстраиваться по единой модели в масштабах всей страны. Однако два принципа «развивающей» педагогики лишали ее способности положительно повлиять на процессы, происходящие в среднем звене: с одной стороны, это декларируемый приоритет теоретического мышления, с другой — систематическая работа над развитием всех учащихся и повышенное внимание к отстающим. В свое время автора этих строк очень удивило следующее обстоятельство. На вопрос, почему новое направление в педагогике называется «развивающим обучением», я получил ответ: оно развивает в первую очередь теоретическое мышление. Но претензия названия много больше: в глазах того, кто дал его своему детищу, вся прежняя школа должна быть кунсткамерой шарлатанства. Такой подход, разумеется, гораздо больше говорит об авторе, нежели о старой школе. Но — с другой стороны — что такое «теоретическое мышление»? Можно ли мыслить, вообще не прибегая к абстракциям? И можно ли мыслить, только и исключительно комбинируя абстракции, оторвавшись окончательно от жизненного содержания, которое описывает наша мысль? Вопрос в мере, и на школьном уровне преимущественное внимание к теории способно вырождаться в безответственную болтовню. Разумеется, ни о каких педагогических технологиях, годных для массового использования, не могло быть и речи; школы развивающего обучения существуют (одна из самых известных — красноярская гимназия «Универс»), но, судя по наличию таких институтов, как Международная олимпиада школ развивающего обучения, они благоразумно предпочитают соревноваться сами с собой. Преимущества модели проявились бы, если б теоретически подкованные выпускники этих школ выигрывали у своих не столь искушенных товарищей интеллектуальное соревнование в лучших вузах страны; но или мы очень сильно ошибаемся, или до этого еще далеко. Здесь мы не можем дать почтенному направлению более развернутую и подробную критику. Отметим, однако, актуальность задачи: такая критика очень серьезно продвинула бы вперед отечественную педагогическую мысль. Такие направления, как коммунарская педагогика, «педагогика будущего» (еще одно название, проникнутое нигилизмом по отношению к прошлому), были реакцией на формализм и так называемую уравниловку советской школы. Гуманность, проповедуемая «педагогами будущего», конечно, хороша, и сидеть с учениками у костра на равных — любимое занятие «коммунаров» — приятно и иногда полезно, но вопросы о формах общения и о сохранении за педагогом прав старшего и опытнейшего — вещи совершенно разные. Преподаватель может и должен оставаться спокойным и доброжелательным — и при этом не утрачивать власти и прав; ученик должен и может проявлять дерзость мысли и отстаивать свою самостоятельность — и при этом признавать авторитет наставника; с утратой последнего вопрос об обучении снимается в принципе. Все что могла предложить обществу педагогическая общественность, не затрагивало содержания и не покушалось на основополагающий принцип советского образования — единство модели. Потому в ее руках не оказалось действенных инструментов, способных ответить на вызов времени. Попробуем сформулировать, в чем он заключался. Ребенок может учиться потому, что ему приятно это делать, и потому, что его заставляет окружающая обстановка. Программа, рассчитанная на всех, впору приходится очень немногим: для тех, кто в принципе способен учиться с удовольствием, большая часть предлагаемого к изучению была заведомо неинтересной, а многого интересного не хватало. Что же касается внешнего принуждения, даже формальное и фиктивное усвоение материала (с заведомо низким КПД) обеспечивается значительным социальным давлением. Для того чтобы дети стремились к школьным успехам, эти успехи должны вознаграждаться и помогать в будущей карьере; это было не совсем так уже в поздние советские годы (вспомним хотя бы практику, в соответствии с которой средний балл аттестата учитывался при поступлении в вуз как одна из оценок, то есть итог десятилетнего труда весил столько же, сколько любой из четырех экзаменов — 20 процентов успеха или неудачи; но уже в 1984-м средний балл был отменен вовсе), а в постперестроечную эпоху жизненный успех перестал соотноситься со школьным настолько, что сама по себе обязательность среднего образования стала фиктивной: выходя за школьные ворота, свежеиспеченный обладатель аттестата зрелости быстро забывал три четверти выученного. Социальное давление резко упало; в этих условиях и сказались в наибольшей степени недостатки программы, предназначенной для всех и ни для кого. Для того чтобы восстановить хотя бы тот уровень усвоения, который был в СССР, нужно создать аналогичное социальное давление; пока же кампании в духе «быть грамотным модно» или «читать книги модно» никак не отменяют того факта, что в реальной жизни грамотность и чтение книг преимуществ не дают. Но данная задача требует — на нынешнем технологическом уровне — такой социальной инженерии, такой ломки множества судеб, что об этом и подумать страшно. Официальный ответ на вызовы времени был дан Эдуардом Дмитриевичем Днепровым, занимавшим пост министра в 1990—1992 годах. Будучи историком русского образования, сам он враждебно относился к императорской школе и разделял в отношении нее все общественные предрассудки. Но широкое поле деятельности, которое он открыл школе, не ограничивалось его личными симпатиями и антипатиями; школа получила довольно значительную (по прежним меркам) свободу. Это позволило старым учебным заведениям с «честью и добрым именем» расширить свои образовательные программы, а энтузиастам образования — создать определенное количество новых. Успехи, поражения, ожидания, прогнозы Та общественная группа, которая определила значительный прорыв в отечественном образовании постперестроечной эпохи, была связана не с педагогическим, а с университетским сообществом; в основном это были «физики», но в значительном числе пришли в школу и квалифицированные гуманитарии. Нужно ли говорить, что мы заостряем тенденции ради удобства описания, что было немало прекрасных специалистов и среди профессиональных педагогов старой школы, что не все пришедшие из вузов оказались на высоте, что в реальной жизни эти две категории часто работали вместе, в тесном сотрудничестве, что без поддержки лучшей части педагогического сообщества университетское не смогло бы сделать многое из того, что оно реально смогло? Поскольку тот запрос, который выходцы из университетов были в состоянии удовлетворить, предъявлялся самыми способными представителями молодежи, недостаточная методическая опытность не оказывалась решающим недостатком. Эти люди много знали и умели и готовы были щедро делиться знаниями и умениями с детьми, способными все это воспринимать. В результате усилилось расслоение школ: среднее качество школы-детохранилища упало (это — повторяем — результат ослабевшего социального давления, и обвинять школу тут было бы неразумно), возможности для наиболее талантливых детей в столицах и крупных культурных центрах сильно возросли. Разумеется, наряду с настоящими специалистами в школу пришли — полагаем, не в меньшем числе — и шарлатаны, поскольку родители в массе не обладали достаточными познаниями и квалификацией, чтобы отличить одних от других, и легко доверяли своих детей, кому бы и не следовало. Все последующие образовательные «реформы» — как не доведенные до конца, вроде печальной памяти двенадцатилетней школы, так и осуществленные, такие как ЕГЭ, — не затрагивали содержательный аспект образования. Первая из них представляла собой копирование западного ответа на вопрос, который русской жизнью даже не ставился, — продление срока работы «детохранилища» с целью ослабления безработицы; вторая — попытку создания свободной от коррупции зоны в насквозь коррумпированном обществе. Некоторый шаг — неправильный, но в правильном направлении, — могла бы сделать концепция профильной школы. Однако она ведет к доказавшей свою неэффективность бифуркационной модели: с разделением по специальностям общеобразовательного училища в его старших классах педагоги XIX и начала XX века экспериментировали, но результаты были не слишком обнадеживающими. Общий ход школьных дел определялся не реформами, а тенденцией бюрократизации жизни. Скорее всего эта бюрократизация объяснялась не злым умыслом, а вполне естественным — в рамках общегосударственного вектора — стремлением образовательного ведомства взять под содержательный контроль многообразную деятельность, которая не была ему вполне понятна. Но, к сожалению, шарлатаны гораздо лучше приспособлены к тому, чтобы соответствовать бумажным требованиям, нежели настоящие специалисты; последние нуждаются в свободе. Педагоги 1990-х, чувствуя свою ответственность, не отказывались в 2000-х от прежних проектов, но новых училищ, заслуживающих «чести и доброго имени», появилось значительно меньше. Самое ценное, что есть в современной отечественной школе, — задел последнего десятилетия XX века. В отличие от всей системы, чья функция уже скорее социальная, а не учебная, это живая ткань и реальная образовательная деятельность. Итак, массовая школа будет постепенно превращаться в «детохранилище» — лучше детям сидеть под присмотром на бессодержательном уроке, чем шляться по улице, рискуя попасть в дурную компанию. Расширение сектора действительно обучающих школ в рамках нынешней политики маловероятно: тем, кто мог бы этим заниматься, нужно другое образовательное ведомство, другая образовательная политика, да и, по большому счету, другое государство. Так что в этой области трудно давать утешительные прогнозы. Добавим только одно: если Россия хочет уже не сохранить, а создать успешную школьную систему, ей нужно сделать реальный шаг к отказу от концепции единой общеобразовательной школы в пользу многообразия. Это будет одновременно и шагом в Европу, и возвращением в Россию — поскольку императорская школа строилась по общеевропейским принципам и соответствовала общеевропейским требованиям. Источник: http://www.strana-oz.ru/ |