В редакцию газеты "Знай свои права!" поступила информация о том, что в городском парке Свободного началась массовая вырубка деревьев.
Жители обеспокоены и просят разъяснить, насколько такие действия законны, и что можно сделать, чтобы не допустить уничтожения зеленой зоны. Учитывая, что эта тема в последнее время становится все актуальнее для многих населенных пунктов, с просьбой прояснить ситуацию мы обратились в прокуратуру к Александру КУЧУМОВУ, старшему помощнику Амурского межрайонного природоохранного прокурора.
- Сначала надо определиться, что является зелеными насаждениями, с их правовым понятием. Этот вопрос регулирует Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» – в статье 61 дается определение зеленого фонда как правовой категории в узком смысле этого понятия. В широком смысле это понятие представляет собой совокупность зеленых зон в границах муниципального образования, выполняющих экологические, оздоровительные, рекреационные, эстетические и иные функции. Под зелеными зонами следует понимать часть муниципального образования, занятую совокупностью зеленых насаждений, включая городские леса, древесные кустарники, травянистые и цветочные растения естественного и искусственного происхождения.
Практика применения 61-й статьи в настоящее время еще только развивается. Определяют границы зеленых зон, их правовой статус органы местного самоуправления. В их полномочия входит создание благоприятной окружающей среды, а под эту категорию попадает и охрана зеленых насаждений. Для этого на местном уровне депутаты принимают нормативно-правовой акт, в котором определяются границы зеленых насаждений с целью исключения негативного воздействия. Если такой статус зеленых насаждений утвержден, то в отношении их предпринять какие-либо действия при ведении хозяйственной деятельности довольно затруднительно.
- Думаю, что в отношении Свободненского городского парка такой статус у зеленых насаждений наверняка имеется, ведь парку уже много лет.
- Парк, может быть, и существует, но возможно, что зеленые насаждения на этом участке не имеют официального статуса, закрепленного соответствующим нормативно-правовым актом. В этом документе должно быть прописано, каким образом проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, восстановление, уничтожение старых деревьев – т.е. порядок функционирования данной зеленой зоны.
- Но если этого акта не существует, то тогда эти деревья нельзя вырубать? - На сегодняшний день - это право и компетенция органов местного самоуправления, администрации города.
- Получается, что администрация имеет право принять решение об уничтожении деревьев на любом участке, где зеленая зона не определена официально? - Согласовывать спиливание деревьев в парке не нужно, если в нем не установлено соответствующим документом наличие зеленой зоны. Эти работы могут производиться на основании постановления (распоряжения, решения) органа местного самоуправления согласно плану развития города о размещении какого-либо объекта социально-культурного назначения или строительстве.
- Тогда есть ли смысл обращаться в прокуратуру? - Для проверки законности в органе местного самоуправления будут истребованы те же самые документы, о которых уже говорилось, в соответствии с которыми происходит вырубка деревьев в парке. И я не сомневаюсь, что они будут предоставлены, потому что вряд ли уничтожать зеленую зону стали бы самовольно. Думаю, прежде всего стоит обращаться к депутатам или в администрацию, чтобы убедить оставить в парке деревья. Мы же будем рассматривать этот вопрос только в рамках правового поля – законно или незаконно, а не в смысле его целесообразности.
- Значит, если зеленая зона установлена официально, а деревья на ее территории вырубаются не в соответствии с тем порядком, который прописан, то это – незаконно. Если же зеленая зона не имеет официального статуса, то вырубка может происходить на основании соответствующего постановления администрации. - Верно. Узнать, признаны ли данные насаждения зеленым фондом, можно запросив в администрации соответствующий нормативно-правовой акт.
- Есть ли примеры, когда общественность смогла повлиять на подобную ситуацию? - В одном из сел области для строительства были выделены участки, на которых находилась рощица, не имеющая официальный статус зеленого фонда. Люди в ней гуляли, отдыхали, собирали грибы. Когда владельцы участков начали производить работы, затрагивающие этот зеленый массив, граждане обратились в администрацию села с тем, чтобы повлиять на ситуацию, не дать вырубить деревья. Этот вопрос, насколько я знаю, сейчас находится в стадии проработки – хозяева участков были готовы уменьшить строительные площади, чтобы оставить зеленую зону. Мы рекомендовали на уровне сельского Совета принять нормативно-правовой акт, который бы устанавливал границы зеленого фонда, его статус. Затем соответствующие изменения должны быть внесены в планы землепользования, определена категория защищенности этих земель от хозяйственной деятельности, внесены поправки в ряд других документов. Если это будет установлено, никакой речи о строительстве домов или спортивных площадок и вырубки деревьев в зонах зеленых насаждений быть не может.
Вопрос о размещении в парке спортплощадки или площадки для катания на роликах или скейтборде, согласна - спорен.
Недавно от Андрея Школьного услышала предложение о необходимости устройства танцплощадки. Отличное предложение, учитывая, что молодежи в городе негде ни познакомиться, ни отдохнуть. Насколько это востребовано - показало ночное мероприятие в Ударном.
Думаю, что танцплощадку действительно нужно делать в парке, но для этого, похоже, сначала потребуется пересмотреть проект парка. Который, кстати, никто не видел в глаза, никто всерьез не обсуждал. На депутатском часе нам, депутатам, Крук дал возможность задать лишь несколько вопросов, а затем тему оборвал.
Считаю, что такие проекты необходимо сначала обсуждать (на сайте, на публичных, депутатских слушаниях и т.д.), а потом на основании полученных предложений его утверждать, причем, тоже публично, на горсовете.
Это из Советской книжки, что-то устарело но основные принципы те же:
Наибольшей популярностью у населения пользуются парки культуры и отдыха. Они занимают видное место среди культурно-просветительных учреждений — это многофункциональные комплексы. Основное назначение городского парка — обеспечение отдыха посетителей и воспитательная работа с ними. Исходя из этих задач содержание и форма работы парка сводятся к следующему:
При проведении исследований деятельности парков культуры и отдыха оказалось, что в первой половине дня в основном их посещают пожилые люди, причем половина из них с детьми дошкольного возраста. Живут они недалеко от парка: на расстоянии, преодолеваемом за 15—20 мин пешком или на транспорте. В парк ходят, чтобы подышать свежим воздухом, отдохнуть от городского шума, полюбоваться водной гладью, цветами, красивыми группами деревьев, кустарников, почитать, поиграть в шахматы, посмотреть выставку. После 15 ч в парк приходят школьники для занятий физкультурой и спортом, играми, самодеятельностью, техническим и художественным творчеством, а также на аттракционы. Вечером парк посещают преимущественно молодые и среднего возраста люди, живущие в различных районах города. Молодых парк привлекает возможностью общения, занятий физкультурой и спортом, развлечениями (танцы, эстрады, кино, аттракционы), многих интересуют выставки, библиотека, зрелища и всегда — общение с природой. Зимой картина иная — основную массу посетителей составляют любители покататься на коньках, лыжах, санках. Таким образом, в парках культуры и отдыха должны быть зоны тихого отдыха с прогулочными и бытовыми подзонами и зоны активного отдыха с подзонами развлечений, зрелищ, игр и физкультурно-оздоровительной.В состав парков могут быть включены территории памятников архитектуры и садово-паркового искусства. Для эксплуатации комплекса необходима административно-хозяйственная зона. Планировочную структуру парка можно строить в соответствии с одной из пяти основных схем размещения сооружений — периметральной, узловой приближенной, узловой удаленной, осевой, рассредоточенной. В каждом случае одну из перечисленных схем выбирают в соответствии с природными условиями территории и размещения участка в генеральном плане города. Основной задачей проектирования и строительства нового или реконструкции существующего парка является создание контрастной по отношению к городу архитектурно-художественной и гигиенической обстановки. Тишина, чередование открытых и затененных пространств, гладь водоемов и струи фонтанов, красочный цветочный убор, живописные группы деревьев и кустарников на фоне газонов, органически включенные в этот природный комплекс, оказывают положительное влияние на нервную систему, настроение и самочувствие посетителей. Создание такой обстановки выдвигает определенные требования к характеру и архитектуре парковых сооружений. В парке не должно быть крупных сооружений «городского» типа — дворцов культуры большого объема, клубов, театров и т. д. Все сооружения должны отличаться парковой спецификой, которая находит отражение в объемной, пространственной и декоративной композиции каждого сооружения. Любое сооружение в парке воспринимается объемно (со всех сторон) и поэтому в его архитектуре не должно быть «задних» фасадов. В план сооружения желательно, а в ряде случаев необходимо включать открытые и застекленные веранды, читальню, либо веранду для игр в шахматы и шашки. Павильон для выставок лучше решить не в виде одного объема (как в городе), а в виде двух и даже трех объемов с открытыми верандами и площадками, используемыми для экспонатов, скульптуры, цветников. Все парковые сооружения — органическая часть данного паркового ансамбля, их объем и цветовая характеристика должны гармонировать с окружающими насаждениями. Существенной особенностью парковых сооружений является возможность их использования летом и зимой.
Посещаемость парков города зависит от природных условий территории парка (наличия:зеленых насаждений, водоемов и живописных участков), размеров территории; размещения парка в плане .города (среди городской застройки, на периферии города), связи с жилыми районами, массовыми видами общественного пассажирского транспорта; наличия в парке сооружений культурно-просветительного, оздоровительного и бытового назначения. Минимальная площадь территории парка культуры и отдыха, обеспечивающая нормальные условия отдыха посетителей, составляет 60 м2/чел. В перспективе эту норму предполагается повысить и довести примерно до 100 ма/чел. В соответствии с этими нормами и установленной нормой вместимости парков можно определить необходимую площадь парков культуры и отдыха для районов города с разным населением
Администрация и Совет города решили: обустройство парка провести с учетом мнения жителей города. Облагороженный общими стараниями парк - большой, серьезный и очень полезный подарок к юбилею. Зеленая зона в Мончегорске - его «легкие», это 17 гектаров лесного массива практически в центре города.
Предлагаю Вахтённому, создать на сайте ресурс (статья или иной инструмент), где все желающие могли бы выразить свое мнение об устройстве Свободненского горпарка, может наша АД-министрация что-то и возьмет на заметку, чем ЧЕРТ не шутит , ну и сами узнаем много интересного про парки культуры и отдыха, бродя по просторам интернета ...