НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: СПИТ ПОД ВОДОЙ КОРАБЛЬ НАШ БОЕВОЙ… (ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ)

article2762.jpg

Автор – Владислав Георгиевич Нестеров


Этот рассказ о нашей славной истории и не только для ветеранов войны, но и для тех, кто с достоинством должен продолжать героические традиции прошлого нашей Родины – молодёжи.

 

Молодёжь, в дальнейшем будет решать задачи будущего нашей Отчизны и нести потомкам Великий подвиг народа России.

 

Речь пойдёт, конечно, о Великой Отечественной войне, об одном очень удачном оружии флота – бронекатере, но перед этим хочется остановиться на истории появления этой статьи.


В 2012-м году в г. Свободном был поставлен вопрос о подъёме и постановке на пьедестал бронекатера, который имеет большую историю своей героической жизни во времена Великой Отечественной. Корабль сейчас находится ведении бывшего моряка фермера Бибикова Е.В. буквально спасшего его от гибели под газорезкой в последний момент.


Но у него нет возможностей поднять затопленный корабль, который он сберёг для истории. Два года Е.В.Бибиков бьётся за данный корабль, собрал целую папку обращений, решений в т.ч. и Президента России. Было и решение поставить его на постамент в с.Константиновка, откуда в 1945-м наши войска через Амур шли на штурм  японских укреплений. Однако воз и ныне там…

 

 

Самый массовый класс боевых кораблей – бронекатера. В войну эти корабли широко использовались повсеместно по всей стране на реках и частично на море в прибрежных водах на Балтике, Азовском и Чёрном морях.

 

Речь пойдёт о самом массовом классе боевых кораблей – бронекатерах. В войну эти корабли широко использовались повсеместно по всей стране на реках и частично на море в прибрежных водах на Балтике, Азовском и Чёрном морях.

 

Речные бронекатера решали такие задачи, что по размаху операций и разнообразию их прозвали «речными танками». Эти маленькие кораблики в то время, когда Красная армия вела бои под Сталинградом, показали себя хорошим оружием, простым в постройке, неприхотливым в ремонте, способным нести на борту современное и мощное по тем временам оружие.

 

Основателем идеи бронекатеров был главный конструктор управления «Речсудопроект» Ю.Ю.Бенуа. В 1932 году Управление военно-морских сил РККА поручило Ю.Ю.Бенуа создать проект речного БКА. В 1933 году началось строительство бронекатеров проекта 1124 на судостроительном заводе 340 в приволжском городе Зеленодольске. Нужно признать, что Ю.Ю.Бенуа удалось создать неплохой корабль.

 

При длине 25 метров и водоизмещении 46,7 т он нёс на себе два орудия 76,2 мм с запасом снарядов 224 и три пулемёта (более 8 000 патронов). И в этом было его большое отличие от обычного танка того времени. Но в силу специфики речного корабля (нужна малая осадка) бронекатер проигрывал танку в броне: на танке 45 мм, на бронекатере проекта 1124 – 8 мм на бортах, палубе и 20 мм на башнях. Несовершенством этого проекта было и топливо для авиационного двигателя. Высокооктанового бензина заправлялось 4,2 т, и в случае попадения снаряда в бензоцистерны гореть было чему…

 

В конструкторском бюро разрабатывался и уменьшенный проект варианта БКА – бронекатера проекта 1125 с одной орудийном башней и сокращённым экипажем, но решён был самый главный показатель – осадка 60 см против 80 см в большом бронекатере.

 

Перед началом войны выпущено было 70 БКА, из них проекта 1124 – 28 единиц и проекта 1125 – 42. Основное количество построенных бронекатеров было направлено на Дальний Восток для Амурской флотилии – 44 единицы.

 

Имея превосходные тактико-технические данные обоих проектов до конструктивного совершенства их доводили уже во время войны. Нужно было приобрести опыт использования бронекатеров, разработать тактику боевого применения, но самое главное, открыть то, что впоследствии стало достоинством «русской мысли», любимым на флоте и в армии. Так «букашки» оказались настолько отличными боевыми кораблями, что их после войны не отправили на слом, а поставили на консервацию. Недаром у этих кораблей и прозвища стали достоинством «броняшки», «бычки», «речные танки» и уж совсем неоднеозначное даже у врага прозвище – «чудо-оружие».

 

Информация, ещё раз информация, но главное – живые свидетели, те, чью информацию необходимо собирать для истории. Так нам много известно от участников боевых действий в Великой Отечественную войну, из их рассказов, мемуаров, исследовательских статей архивных документов.

Так что мы хотим конкретно исследовать вопрос о бронекатере «336», нам нужно обратиться к соответствующим документам.

 

В справочнике А.В.Платонова «Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера» (СПб, 2004 г) сказано, что данный бронекатер заложен в 1942 году на заводе 638 (заказ 308), спущен на воду в 1943 г в конце года и 27.02.1944 г вошёл в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Корабль участвовал в высадке десанта в районе мыса Тарханкут, в разведывательных десантах.

Немецкие войска покидали Керченский полуостров, а Азовская флотилия 13 августа была расформирована и на её базе создали Дунайскую флотилию. За время проведения операций на Азовском море командование сделало ряд выводов по применению речных бронекатеров при наличии волнения моря (у пушек не было стабилизирующего устройства), от этого зависела прицельная стрельба, но главное, что при тщательной подготовке бронекатера при своей десантовместимости способны решать задачи и в наступательных десантных операциях.

 

Требовалось отработать и систему связи разных типов кораблей (в данном случае с торпедными катерами). Кстати, вопрос о необходимости связи и взаимодействия подтверждался командованием на всём протяжении Керченской операции. В выводах командования однозначно встаёт вопрос о невозможности применять неприспособленные плавсредства, предназначенные для рек на море, а тем более применять плоскодонные бронекатера. Тем не менее их пришлось применить.

 

Есть, однако, у бронекатеров и преимущества. Обращает на себя внимание, что при высадке десанта, в т.ч. и при разведке боем, ни один бронекатер не погиб, да и в обычных столкновениях число потерянных малых кораблей невелико. Надо сказать, потери были из-за непродуманного использования бронекатеров днём при хорошей видимости без огневой поддержки и в зоне действия вражеской береговой артиллерии.

 

Таким образом командование сделало вывод о хорошей живучести кораблей и старалось интенсивней использовать их в больших и малых операциях.

 

Боевой опыт в войну быстро накапливался и, главное, люди, которые сражались на этих кораблях, в боях приобретали умение и морские традиции. Умелое командование сплачивало экипажи, поддерживало профессионализм и морской дух моряков на высоком уровне.

 

Примеры настоящей самоотверженности на достаточно высоком уровне описываются в нашей литературе не только писателями, журналистами, но и непосредственными участниками боёв. Так командующий Краснознамённой Днепровской флотилии Григорьев Виссарион Виссарионович описывает действия флотилии, где воевали бронекатера, исследователь-историк Александр Борисович Широкоград всю свою жизнь посвятил изучению истории речных флотилий и, в т.ч. бронекатеров флотилий, Иван Черников написал поразительную книгу «Бронекатера Сталина», адмиралы Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков бывший командующий Дунайской флотилией (апрель-декабрь 1944 г), контр-адмирал Г.Н.Холостяков (с декабря 1944 г и до конца войны), непосредственные участники боевых действий бронекатеров во флотилиях – это они свидетели героизма советских моряков и действий не менее знаменитых бронекатеров флотилий, которые прошли только по Дунаю свыше 2 тысяч километров, высадили 18 тактических десантов, переправили 900 тысяч человек, свыше 1,5 тысяч САУ, 7 тысяч орудий и миномётов, 450 тысяч т военных грузов.

 

Ещё во времена Сталинградской битвы генерал Чуйков сказал «… об их подвигах скажу кратко: если б их не было, моя армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия», - так оценил он боевую работу бронекатеров.

 

Можно только удивляться способности бронекатеров быть столь вездесущими, где только они не принимали участие в боевых действиях.

 

Если проследить путь нашего «306» («308» заводской номер, сей факт пока не утверждён официально) бронекатера, то не остаётся сомнений в способности этого корабля появляться там, где его не ждали, там, где опасно, там, где другая боевая машина не может вести боевой работы, боевых действий.

 

Вот один из эпизодов боевой жизни нашего бронекатера в Вуковарской операции. Очевидцы рассказывают: «Бронекатер получил более 20 пробоин. Возник пожар. Перебило рулевое управление. Из пробоин хлестнула вода. А моряки всё вели огонь…»

 

Не только храбрость моряков позволяла бронекатерам решать боевые задачи, но и смекалка, находчивость в подручных приспособлениях. Так, из-за того, что группировка противника в течение нескольких месяцев не позволяла кораблям флотилии подняться вверх по реке, командование организовало разведку водного пути в надежде найти обходной путь от устья Тиссы для перехода в район действий 54-й и 4-й гвардейской армии на захваченном плацдарме. Командование пришло к выводу, что прорыв по Дунаю не возможен. Было решено использовать обходной путь – канал «Краля Петра Первого», т.е. по нижнему участку Тиссы и каналам, соединяющимся с Дунаем. Однако переход был возможен при условии максимальной разгрузки бронекатеров.

 

Воспоминания А.Свердлова, начальника штаба Дунайской флотилии:

 

«Вуковарский плацдарм противника перекрыл нам дорогу. На протяжении 83 км правый берег Дуная занимают гитлеровцы. Кажется, что проще: вводи корабли в реку Тиссу, далее в каналы с забавными именами «Краля Петра» и «Краля Александра». Увы, эти «крали» проявили дьявольский характер. Узкие, мелководные, вдобавок перекрытые множеством мостов. Инженерные войска разобрали деревянные, железные, каменные мосты, а сами каналы очищались от затонувших судов и танков. Этот процесс занял 10 суток, в т.ч. и боевое траление. По указанию командира 1-й бригады капитана 2 ранга Державина бронекатера были замаскированы и выглядели как снежные островки так, чтобы немцы не обнаружили авиацией. Первыми пошли четыре бронекатера. Там, где не хватало воды, бронекатера протаскивали волоком, применяя ручные вОроты, иногда трактора. Переход катеров происходил в течение пяти суток с 17-го по 22-е ноября 1944 г. И вот на Дунае неожиданно для противника появились 19 бронекатеров, а также тральщики и полуглиссера».

 

Так, тяжким военным трудом, совершали свои подвиги моряки Дунайской флотилии.

 

Бронекатера Дунайской флотилии 11 раз упоминались в победных приказах Верховного главнокомандования и будет несправедливо не упомянуть, как провели БКА захват Имперского моста в самом центре австрийской столицы – Вены 11 апреля 1945 г.

 

Немцы подготовили мост к взрыву, но т.к. по нему передвигались войска и техника для обороны города, разрушение моста откладывалось. По предложению командира Второй бригады бронекатеров флотилии капитана 2-го ранга А.Ф.Аржавкина, захват моста был поручен отряду бронекатеров. Днём около полудня на полном ходу ворвались в центр и оказались перед позициями противника, открыв огонь из пушек и пулемётов по обоим берегам. Немцы опешили и в это время бронекатера закрылись дымовой завесой. Под прикрытием массированного огня и дымовой завесы с бронекатеров был высажен десант на оба конца моста, немецких сапёров-взрывников сбросили в воду, и двое суток моряки держали мост до подхода наших войск.

 

В этой статье невозможно привести описание всех боевых действий и всех достоинств этих кораблей. В годы Великой Отечественной войны советские бронекатера воевали от Волги до Балтики, Невы, Ладоги, Онеги, Чудского озера, от Керченского пролива до Днепра, Дуная, Буга, Вислы, Одера и Шпрее, от Сталинграда до Белграда, Братиславы, Будапепшта.

 

В Вене стоит памятник морским десантникам от благодарных жителей.

 

«Речные танки» участвовали и в многочисленных десантных операциях на морях и реках на всх театрах военных действий.

 

Задачей моей статьи было показать героизм наших моряков и, самое главное, что всё описанное от носится и к нашему бронекатеру «336», который прошёл немалый путь от Азовского моря, участвовал в операциях по захвату ряда столиц Европы. И в дальнейшем маленький корабль достойно нёс флаг советского ВМФ на водах Амура.

 

Но волею судьбы нашему кораблю приходится переносить нерадивость, неуважение к историческому прошлому нашего корабля. И, несмотря на большое желание Евгения Васильевича Бибикова дать вторую жизнь БКА «336» и поставить его на пьедестал в достойном месте, всё остаётся так как есть.

 

Всё должно быть для будущего, и история тоже. Бронекатер после списания из ВМФ немало послужил и во флотилии юных моряков. Бывшие юные моряки помнят об учебном корабле за №947, помнят и спрашивают, о его судьбе. А что тут скажешь…

 

Над зейской протокой стоит тишина,

Лишь льдинки шуршат возле борта.

Покинул корабль экипаж навсегда,

Протока теперь вместо порта.

 

Мы верим – поднимется катер со дна,

Залечатся старые раны

Взовьётся на мачте Андреевский флаг,

И вступят на борт ветераны.

 

И пусть ему больше не пенить волну -

На службе теперь его внуки,

Но будет он помнить вечно войну

И бой, и матросские руки…

 

Итак:


По имеющимся у меня данным, это бронекатер «БК-336» (тактический №) проекта 1124, имевший вместо кормовой танковой башни установку неуправляемых реактивных снарядов (УНРС).

Строился на заводе №638 в Астрахани (заводской №308); заложен в 1942 г., спущен на воду летом 1943 г., вступил в строй в конце 1943 г.

 

22.02.1944 г включён в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота (АВФ ЧФ), 13.04.1944 г переведён в Дунайскую военную флотилию (ДуВФ).

 

Участвовал в Великую Отечественную войну:

 

- Ясско-Кишинёвская операция 20-29.08.1944 г;

- Белградская 28.09.-20.10.1944 г;

- Будапештская 29.10.1944-13.02.1945 г;

- Венская наступательная операция

 

Входил в 1-й гвардейский Белградский дивизион ДуВФ.


В составе керченской бригады бронекатеров ДуВФ бронекатер под командованием гвардии старшего лейтенанта Н.М.Макарова, 29-30 сентября 1944 г. принимал участие в боях за Радуевац и Прахово. Особенно дерзкой была высадка десанта в порт Прахово. Она происходила на глазах у ошеломлённого противника.

 

При выполнении боевого задания в районе Вуковара на реке Дунай от попадания снарядов получил повреждения корпуса и моторов, был доставлен на капитальный ремонт. Находился в составе 327 дивизиона кораблей резерва (консервации) 116 Краснознамённой Белградской бригады тральщиков ЧФ.

 

В 1965 г прибыл на Амур, входил в 74 бригаду речных кораблей 49-й Краснознамённой дивизии РЧК Тихоокеанского флота. Последний бортовой (условный) № «АК-947». В начале 1970-х гг списан и передан во флотилию Клуба Юных моряков города Свободный Амурской области (ныне – Детский морской центр им. Адмирала С.О.Макарова).

 

Командиры «БК-336»:

 

- гвардии старший лейтенант Пинашин С.И. -  с 19.04.1944 по 14.08.1944

- гвардии старший лейтенант Макаров Н.М. – с 14.08.1944 по 04.03.1946

- гвардии лейтенант Муравский Л.Я. – с 28.08.1946 по 24.06.1947

- гвардии старший лейтенант Парфёнов В.М. – с 09.07.1947 по 16.11.1948

 

Литература:

 

1.С.С.Бережной. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928-1945. С.104

2.Боевой путь Советского Военно-Морского флота. М., 1974. С.387-389.

3.А.Б.Широкоград. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг. Минск, 2002. С.298, 802.

 

4.Г.И.Харьков. Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне. М., 1981. С.236-241

Комментарии (6)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 июля 2016 в 23:55 +1
Внимательно ознакомимся со следующим:
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 июля 2016 в 22:32 0
Для тех, кто обратил внимание, что нет приписки-гиперссылочки "источник" - представлена начало оригинальной рукописи материала Нестерова Владислава Георгиевича.

К пятнице подготовлю-наберу весь текст вместе с авторскими стихотворениями - для последующего размещения с согласия автора и Анатолия Алексеевича Осипова уже в печатной версии газеты с тиражом в несколько тысяч экземпляров.

ТВОИ ЛЮДИ, ГОРОД!
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 июля 2016 в 22:34 0
Краеведческий цикл "НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ":

1 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Дом с каланчой... (автор — Зонов Валентин Алексеевич)
2 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Из истории управления городом Алексеевском (автор — Горобец Нина Владимировна)
3 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Встречались под часами у Кругляка (автор – Погодаев Олег Валентинович)
4 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Из истории народного театра г. Свободного (автор – Козлик Алла Георгиевна)
5 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Домики из сказки (автор – Погодаев Олег Валентинович)
6 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет (автор – Погодаев Олег Валентинович)
7 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Видение среди обломков разбитого социализма (автор — "Habar New")
8 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Горком нашей молодости (автор – Погодаев Олег Валентинович)
9 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Дал городу царское имя (автор – Погодаев Олег Валентинович)
10 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Отрывки воспоминаний «Из прошлого нашего города» (автор – Лазарев Сергей Яковлевич)

11 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Первый главврач Алексеевска (автор – Погодаев Олег Валентинович)
12 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Быт и культура переселенцев из Суражского уезда (автор - Панина Лидия Павловна)
13 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Сергей Яковлевич Лазарев. Пиcьмa в Cвoбoдный из Taгaнpoгa (автор – Погодаев Олег Валентинович)
14 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Свободненские художники 50-х (автор – Погодаев Олег Валентинович)
15 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Основание и развитие деревни Суражевка до 1917 года (автор — Горобец Нина Владимировна)
16 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ГОРОДА СВОБОДНОГО НА ПРИМЕРЕ ГАРНИЗОННОГО ДОМА ОФИЦЕРОВ (автор – Погодаев Олег Валентинович)
17 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Военные трофеи в экспозиции по Великой Отечественной войне (автор – Погодаев Олег Валентинович)
18 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Мало-Сазанский затон (автор - Паршин Владимир Гаврилович)
19 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Свободненские капитаны пароходов. ФИО (автор - Паршин Владимир Гаврилович)
20 - НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: СПИТ ПОД ВОДОЙ КОРАБЛЬ НАШ БОЕВОЙ… (автор - Нестеров Владислав Георгиевич)
...
Алексей Дыма (Вахтённый) # 8 июля 2016 в 22:03 0
Боевой приказ (автор Нестеров В.Г.)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 8 июля 2016 в 22:04 0
Характер (автор Нестеров В.Г.)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 8 июля 2016 в 22:07 0
Стоит корабль на пьедестале
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1