|
Стартех, если Вас устраивает советская литература, то пожалуйста. Воспользуемся ею. Вот, что там сказано о 1909-1914 гг.: "Среднегодовой прирост всей промышленной продукции составлял 8,8 %, то есть был почти равен приросту 90-х годов (9 %). ... По темпам роста производства Россия вышла на первое место в мире, обогнав все передовые страны. Выплавка чугуна за эти годы увеличилась в США - на 20 %, в Германии - на 50 %, в России - на 64 %; выплавка стали в России - на 82 %, в Германии - на 50 %" (История СССР 1961 - 1967 гг. Под редакцией В.Г.Тюкавкина. М. 1990. С. 197). А вот ещё: В тяжёлой промышленности "энерговооружённость труда на одного рабочего выросла до 1,5 л.с., что было выше этого показателя в Германии" (Там же). "Россия по общему объёму продукции тяжёлой промышленности, определявшей степень индустриализации, оставалась на 4-5 месте в мире" (Там же. С. 198). Указанный вами А.С Попов "в технически прогрессивной стране" всю аппаратуру изготавливал сам. Попов был изобретателем радио, следовательно к тому времени в других странах вообще не было никакой радиоаппаратуры. После его удачных опытов именно русское Морское министерство впервые в мире приняло решение (в 1900 году) о вооружении русских судов радиотелеграфом. Да, с началом русско-японской войны правительство передало заказ на изготовление радиостанций для части кораблей немецкой фирме "Телефункен", что позволило ей позже стать ведущим производителем в этой сфере. Но кадры радиоспециалистов в России продолжали расти и совершенствоваться. Ещё до 1917 года радио обеспечивало связь Центра России с самыми дальними её окраинами. Тогда же появились предпосылки для дальнейшего технологического рывка России в этой области (уже были созданы, например, русские радиолампы). Они были использованы уже большевиками для создания первой радиолаборатории в 1918 году, но и при другой власти радиопромышленность неизбежно возникла бы на этой базе также, как возникло, например автомобилестроение и авиастроение. Кстати, царское правительство ещё в 1915 году приняло решение о развитии отечественной автомобильной индустрии на базе 6 лучших из имевшихся тогда в России автозаводов. Самым крупным из этих заводов был Русо-Балт, с 1910 года производивший автомобили только из российских деталей (а всего в разные годы в дореволюционной России до революции существовало более двух десятков автомобильных заводов и сборочных мастерских). Достаточно созрела для технологического рывка к 1917 году и авиационная промышленность России. Достаточно перечислить всемирно известных великих русских учёных в области авиации и авиаконструкторов: Жуковский, Чаплыгин, Сикорский, Григорович. Кстати, Туполев был тогда учеником Жуковского. У них учились и ряд других будущих советских авиаконструкторов (Ильюшин, Поликарпов, Климов и т.п.). До революции были построены русские самолёты Илья Муромец, Святогор, гидросамолёт Григоровича, а также больше десятка разных опытных образцов. Проводилась исследовательская работа в области авиадвигателей. Котельниковым был создан и принят на вооружение ранцевый парашют. Научную базу авиастроения обеспецивали аэродинамические лаборатории при МВТУ, Политехническом институте, Институте инженеров путей сообщения. Авиазаводов же в России в 1917 году было 16, на которых в годы ПМВ было выпущено более 5 тыс. самолётов (П.Д.Друзь. История воздухоплавания и авиации в России. М, 1989. С.9). Так что, советская индустрия создавалась далеко не на пустом месте. И если бы не Октябрь 1917-го, она началась бы на десяток лет раньше, и к концу 30-х её достижения были бы вряд ли меньше сталинских. А теперь об иностранной собственности. Вот выдержки из той же книги П.Д.Друзя: "Во время войны доля иностранного капитала в русской промышленности составляла 46 %" (С. 7). А вот что писалось об этом в советском учебнике за 1981 год:"Инвестируемые в экономику России иностранные капиталы, как правило, реализовывались не в виде создания филиалов заграничных монополий, а вкладывались в действующие предприятия и объединения и становились неразрывной составной частью российского капитала. Таким образом, ... русский финансовый капитал сохранял свою самостоятельность" (История СССР. 19 - нач. 20 в.) Под редакцией И.А.Федосова. М, 1981. С.257). План Дауэса действительно помог Германии, но был вынужденным шагом, поскольку иначе её постигла экономическая катастрофа с перспективой прихода к власти коммунистов. В этом случае о многомиллиардных репарациях с этой страны Англии, Франции и США пришлось бы забыть. Гитлер, придя к власти, полностью отказался от выплаты репараций, соответственно и помощь от этих государств он не получал. Другое дело частные корпорации. они действительно инвестировали в экономику Германии и торговали с ней. Но торговал с ней и сталинский СССР, а после пакта 1939 года и инвестировал в неё. В мирное время все страны обычно поддерживают между собой экономические отношения. И это нормально. Если не введены санкции. Но их тогда не было. Почему? Это уже политический вопрос. Что же касается Чарльза Хайэма, то этот тип вовсе не был историком. Это обычный производитель дешёвых сенсаций. Сначала он перемывал грязное бельё известным артистам, а в какой-то момент решил заработать на репутации США, видимо в надежде на успех книги в странах соцлагеря (это был пик холодной войны). Никаких ссылок на документы в его книге нет. Процентов на 50 она заполнена выдумками, слухами и неподтверждёнными предположениями.
|
|
+1 |